Учимся читать... пиво
rosalcohol.ru, moepivo.ru
Что ищет на этикетке этого напитка грамотный потребитель
Те, кто почитают себя гурманами и употребляют только разливное пиво, могут дальше не читать. Они привыкли полагаться только на свой изощренный вкус и эмпирическое знание предмета. А вот те, кто употребляет и баночно-бутылочную пивную продукцию, наверняка узнают из нижеследующего текста массу полезного для себя.
Как это понимать
Большинство производителей пива наносит информацию о своем продукте на трехпозиционную этикетку, то есть на этикетку основную (фронтальную), на контрэтикетку, находящуюся на противоположной стороне бутылки, и кольеретку, что опоясывает горлышко (здесь обычно помещен товарный знак производителя). Надписи еще принято делать на металлической с зубчиками кроненпробке.
Первое, что на этикетке бросается в глаза, - марка пива (его название), как правило, она наносится на этикетку крупной, запоминающейся надписью.
Марку, как правило, сопровождает информация о типе пива. Но слова «светлое», «темное», «янтарное» сообщают не столько о том, какого цвета напиток будет ласкать наш глаз, сколько говорят о степени поджаренности солода (именно это придает пиву тот или иной оттенок), которая определяет вкус и аромат напитка. Светлые сорта пива более сухие, легкие, прозрачные, например, сорта пльзеньского пива. Темное пиво обычно более сладкое, плотное, крепкое.
Просто слова и не просто
Надпись «лагер» (lager) на этикетке посвященному подскажет, что пить он собирается пиво низового брожения длительной выдержки, светлое, свежее, бодрящее, с легкой горечью, не слишком крепкое.
Если на этикетке написано «пильзнер» (pilsner)? Пиву этого сорта свойственна кристальная прозрачность и чуть горьковатый вкус, все это благодаря качествам чешского хмеля.
Надписи «эль» (ale) или «портер» (porter) напрямую говорят о пиве верхового брожения, то есть пиве достаточно крепком, богатом экстрактом, обычно с легким фруктовым привкусом, горьким хмелевым ароматом и хорошо пенящемся.
Кроме пива низового и верхового брожения есть еще пиво, полученное самопроизвольным брожением - без дрожжей, под воздействием микроорганизмов, находящихся в воздухе. Это ламбики (lambic). Среди них выделяются ламбики фруктовые, то есть полученные способом самоброжения, но с добавлением фруктов и ягод.
Кроме типа пива часто указывается его «цвет». Пиво может быть светлым (Light) или темным (Dark). Первое производится из светлого или слегка поджаренного солода. Темное пиво варят из прожаренного или копченого солода, добавляя иногда пережженный сахар.
Если названию сопутствует указание, что выбранное вами пиво специальное, оригинальное, юбилейное, золотое и т. п., тут, собственно, комментарии излишни: вашему вниманию предложены сорта - гордость фирмы. Но сами понимаете, что подобные надписи - это чистой воды лирика, рекламная приманка, практической информации не несет.
Другое дело обозначение класса пива - Рremium, Superpremium. Кстати, и «педигри» (pedigree), которое у многих ассоциируется с чем-то собачьим, на самом деле означает пиво высшей пробы.
Чем крепче, тем плотнее
Баночное и бутылочное пиво может быть как пастеризованным, так и нет. Пастеризация, как правило, не может обеспечить срок хранения более полугода. И если производитель хочет, чтобы его пиво хранилось дольше, ему придется добавить консервант. На этикетке могут быть указаны: аскорбиновая кислота, бензоат, диоксид серы, что-то с литерой Е. Но... упоминают об этом на этикетке только честные производители. Поэтому попробуйте сориентироваться по сроку годности.
А вот по немецкому «закону о чистоте пива» 1516 года использование примесей в пивоварении запрещено вовсе. Поэтому все немецкое пиво пастеризуется.
Ценителя пива обязательно заинтересуют цифры, указанные на этикетке. Безусловно, какие-нибудь «0,5 л» или «0,3 л» можно и не брать в расчет: натренированный глаз с ходу оценивает объем тары. А вот крупные, бросающиеся в глаза на каждой этикетке цифры, скажем, «13%», подкованный потребитель пива отметит сразу. И вовсе не потому, что примет их за греющие душу многих проценты спирта в пиве. Алкоголь тоже указывают на этикетке, но цифрами меньшего размера: у легких сортов объемная доля этилового спирта - до 4%, средняя крепость - 5-6%, крепкими считаются напитки выше 7% алкоголя. Но грамотного пиволюба не меньше должна интересовать и цифровая характеристика плотности пива - процент экстракта в нем, то есть доля сухих веществ в начальном сусле, перед сбраживанием, тех веществ, которые как раз и делают пиво не только вкусным, но и полезным.
Что здесь важно понять? Обычное пиво с 5% алкоголя получается при плотности сусла не меньше 12-13%. Для крепости 5,6% плотность должна быть 14-16%. Существуют сорта пива с крепостью до 11%. Но и плотность у них - 27-29%!
Если вы покупаете пиво с высоким содержанием алкоголя и низкой плотностью, вы берете обыкновенный «ерш», то есть пиво, крепленое спиртом.
Кстати, на этикетках импортного пива плотность не указывается, есть только процент алкоголя. Видно, пивной народ за рубежом нелюбопытен.
ФотоМатериалы номера