«Отец на экране будет похож на себя...»
izvestia.ru
25 июля 2011 года в прокат должна была выйти картина «Высоцкий. Спасибо, что живой». Но не вышла. Теперь премьера запланирована на 1 декабря. Этот проект и так называют загадочным, таинственным. А еще - растянутым во времени настолько, что интрига, необходимая прокатной раскрутке проекта, уже начинает раздражать потенциальных зрителей.
Безруков воспринимался курьезно
Идея создания игровой картины о Высоцком бередила умы не один год. В 2004 кинодраматург и близкий друг Высоцкого Эдуард Володарский написал сценарий фильма «Черный человек». Но, по словам Володарского, сценарий категорически не понравился Никите Высоцкому, который запретил использовать в фильме песни Владимира Семеновича. Понятно, что без песен проект состояться просто не мог.
История получила продолжение два года спустя. В 2006 году за сценарий фильма о Высоцком берется уже сам Никита. Название остается прежним - «Черный человек», а в основу истории лег случай, который произошел с Владимиром Высоцким летом 1979 года во время гастролей в Бухаре, где он пережил клиническую смерть.
За проект 4-серийного телефильма взялся Первый канал. Режиссером должен был стать Александр Митта, снимавший Владимира Высоцкого в фильме «Сказ про то, как царь Петр арапа женил». Однако возникла проблема с исполнителем главной роли. Митта называет кандидатуры претендентов: Владимир Вдовиченков, Владимир Машков, Сергей Безруков. Причем, если Машков и Вдовиченков имеют определенное внешнее сходство с Высоцким, то кандидатура Сергея Безрукова, сыгравшего Пушкина и Есенина, казалось, фигурировала в списке лишь в качестве курьеза.
В октябре 2009 появляется новость, что ставить картину будет режиссер Игорь Волошин, автор «Нирваны» и «Олимпуса инферно», а Митта становится худруком проекта. На роль Высоцкого утвержден Сергей Безруков.
Реакция общественности отдавала сарказмом: следующей ролью Безрукова станет Марина Цветаева.
В феврале 2010 года фильм «Черный человек» оказывается заморожен по неизвестным причинам - уже во второй раз. Проект покидают и Митта, и Волошин. Волошин дает резкие комментарии, смысл которых можно свести к тому, что главной проблемой так и остается исполнитель главной роли. Проблема заключалась в физическом правдоподобии. Пластический грим не спасал ситуацию, и Волошин планировал «оживить» Высоцкого с помощью компьютерных технологий, испытанных на Брэде Питте в фильме «Невероятная история Бенджамина Баттона». Очевидно, что речь шла не об анимационном Высоцком, а о некой сложной комбинации актера Сергея Безрукова, пластического грима и компьютерной обработки крупных планов. Участие компьютера сильно увеличило затраты, и бюджет фильма, по слухам, стал приближаться к $15 млн.
В начале 2010 года проект фильма о Высоцком обрел новые черты. Он стал называться «Высоцкий. Спасибо, что живой», а в режиссерское кресло сел создатель «Бумеров» Петр Буслов. С этого момента речь идет уже не о сериале, а о полнометражном фильме. Впрочем, по известной практике Первого канала, наверняка будет смонтирована и телеверсия.
Говорят, получив полный карт-бланш от продюсеров, Буслов первым делом занялся поиском исполнителя главной роли. Вновь замаячила кандидатура Владимира Вдовиченкова, который специально выучился игре на гитаре. Однако новые пробы Безрукова получились настолько впечатляющими, что у Буслова просто не осталось иных вариантов, кроме как повторно утвердить Безрукова на роль Высоцкого.
Кто видел вышедший 24 декабря прошлого года первый полноценный ролик, сделанный по всем законам и озвученный песней Высоцкого «Баллада об уходе в Рай», тот подтвердит: если это безруков, а не собранный компьютером образ певца, то он до жути похож на Высоцкого.
«Этот сюжет я не выбирал»
О фильме «Известиям» рассказал автор сценария и продюсер художественного фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой» Никита ВЫСОЦКИЙ.
- Понятно, что интрига должна присутствовать, но в случае с вашим фильмом секретность доведена до уровня государственной тайны. Зачем, если весь киношный мир уже единогласно говорит о том, что сыграл Владимира Семеновича Сергей Безруков, а озвучили вы?
- Мне приятно, что картина заведомо вызывает такой интерес. Что касается исполнителя главной роли - это не коммерческий ход, а сугубо творческий. Мы хотим, чтобы люди, глядя на экран, не искали артиста, который играет Высоцкого, а видели его самого, точнее, его образ, максимально приближенный к оригиналу. Мы пробовали многих актеров на эту роль. Хороших актеров, знаменитых, но все, кто видел пробы, в один голос говорили: «Нас корежит, когда героя называют Володей Высоцким». Слишком уж жив его настоящий образ, в том числе и внешний, в сознании людей. Поэтому мы приняли решение стремиться к максимальному внешнему сходству. Могу точно сказать, что на экране Высоцкий не похож ни на того актера, которого назвали вы, ни какого-либо другого актера. Он похож на Владимира Высоцкого.
- Вы всячески подчеркиваете «народность» будущей ленты. А не боитесь, что именно эта доходчивость плюс обилие известных артистов приведет к такому же лубочному результату, как исполнение песен Высоцкого поп-артистами?
- В нашем фильме в первую очередь работают актеры не известные, а очень хорошие и профессиональные. Это никак не может привести к запопсованности картины. Не согласен и с вашей оценкой современных исполнений песен Высоцкого. На мой взгляд, есть прекрасные исполнения. Например, у Гарика Сукачева, Гоши Куценко, Аллы Пугачевой. Песни живы, пока их поют, а поют их до тех пор, пока хочется.
- Первоначально проект назывался «Мой черный человек», и вы сотрудничали с режиссером Александром Миттой. Почему в итоге все так сильно затянулось и кардинально переигралось?
- «Мой черный человек» - это первое название нашего сценария. Александр Митта, действительно, собирался снимать, мы очень серьезно готовились, но потом он изменил свое решение. Почему? Это вопрос не ко мне, а к Александру Наумовичу.
- «Высоцкий» снимался в Минске, Бресте, Бухаре, Навои, Самарканде, в Москве и Подмосковье. За основу взята история 1979 года, когда Высоцкий на гастролях в Узбекистане пережил клиническую смерть. В этом сюжете, на ваш взгляд, есть какая-то особая драматичность и показательность?
- Я с этим сюжетом живу больше тридцати лет, я его не выбирал. Просто он перевернул мое отношение к отцу. Мне рассказал про это Сева Абдулов, на девять дней смерти отца, летом 1980 года. Меня его рассказ поразил, и когда Константин Эрнст предложил мне написать сценарий художественного фильма, сразу же всплыла именно эта история. О самом главном в его жизни - о свободе, творчестве и той цене, которую человек платит за возможность творить, любить и быть свободным. Пять дней жизни Высоцкого, а еще точнее - история создания одного поэтического текста.
- В фильме использованы объективы с анаморфотной оптикой, технологии CGI, силиконово-пластиковый грим. Ходили даже слухи, что главный герой создан при помощи компьютерной графики. Вам не кажется, что подобные эффекты могут заслонить смысл картины?
- Там нет эффектов и технологий ради самих эффектов и технологий. Они необходимы, чтобы воссоздать эпоху, сделать изображение адекватным самой истории. Это не аттракцион, это то, что работает на главную задачу фильма. Ярко, интересно и правдиво рассказать о Высоцком, поверьте, очень непросто.
- Вы уже показывали отрывки на рок-фестивале «Нашествие». Как реагирует на фильм совсем молодая публика?
- Действительно,Высоцкий для поколения 15-20-летних - совсем не то же, что для моего и вашего поколения. Между Высоцким и ими существует барьер не только временной, но технологический. Они не могут слушать некачественные записи, у них нет привычки вслушиваться в слова. Им важны ритм, мелодия. Они очень слабо представляют жизнь и идеалы времени Высоцкого. Мы ставили себе задачу доказать, что Высоцкий принадлежит не только истории. Мы не делали специальных реверансов в сторону молодой аудитории, не старались их чем-то особенным развлечь, но пытались быть правдивыми и интересными - и для молодых в том числе. Мне трудно судить о реакции фестиваля «Нашествие» на представление нашей картины. Там было более 200 тысяч человек, у каждого сложилось свое мнение, но само по себе событие - художественный фильм о Высоцком - вызвало бурную положительную реакцию и большой интерес. Ведь многие русские рок-музыканты и вообще любители рок-н-ролла называют Высоцкого предтечей русского рока.
- Режиссером фильма стал Петр Буслов - автор «дилогии «Бумер», собиравшийся снимать фильм о раздолбаях-дауншифтерах по книге Александра Сухачева «Гоа-синдром». Почему вы решили работать с ним, а не с кем-то из мастеров, знавших Высоцкого лично?
- Первоначально мы хотели, чтобы картину снимал ровесник Высоцкого. Но некоторые отказывались - иногда довольно решительно и резко, некоторые были заняты. Тогда мы расширили круг поиска и вдруг поняли, что хотим именно современного, молодого, энергичного режиссера. Из нашего времени, а не из прошлого. Экран покажет, но, по-моему, мы не ошиблись.
- Без кого и без чего, на ваш взгляд, картина не могла бы состояться?
Без Владимира Высоцкого.
Фото www.kinopoisk.ru
Материалы номера