Специально для Sollers
Юлия АНДРУСЕНКО
В Костанае в очередной раз отложили запуск производства по сборке «УАЗов» на базе АО «АгромашХолдинг» (костанайский дизельный завод). Теперь причиной стал закон, не позволяющий российской компании работать на территории нашей страны. Сейчас в правительстве РК разрабатывается пакет нормативных актов, регулирующих подобное производство.
Собирать автомобили будет российская компания Sollers, которая арендует на территории «АгромашХолдинга» 8 500 кв. м. Речь о совместном предприятии по производству «УАЗов» идет уже 4 года. В 2010 году было заключено соглашение между СПК «Тобол» и Sollers. Финансирование производства осуществляется поровну республиканским бюджетом РК и российской стороной. Изначально запуск сборочного конвейера был запланирован на 1 июля. Потом сроки были продлены до 20 июля. Однако предприятие по-прежнему не работает, оборудование на нем не установлено.
Как пояснил и. о. председателя правления АО «АгромашХолдинг» Арсений СИДОРОВ, в этом нет вины ни одной из сторон. Только сейчас на уровне правительства РК разрабатывается и принимается пакет нормативных актов, позволяющих россиянам заниматься производством продукции в Казахстане. И касается это не только сборки машин. Но у Sollers есть и собственная специфичная проблема. Дело в том, что компании выгодно выпускать автомобили на территории сопредельного с РФ государства только при условии, что предприятию разрешат действовать в режиме свободного склада. Иначе ожидаемой выгоды производство не принесет. Продукция предприятий, работающих вне этого режима, облагается 12-процентным НДС.
В Казахстане число предприятий, осуществляющих деятельность в таком режиме, четко фиксировано. Причем внести изменения в список теперь можно лишь при согласии трех стран-участниц Таможенного союза.
На данный момент вопрос внесения предприятия по сборке «УАЗов» на территории Костанайской области в список работающий в режиме свободного склада - один из основных, который также решается на правительственном уровне. Руководство компании не берется прогнозировать, когда же все-таки произойдет запуск производства. График выполнения всех работ четко расписан, но когда его начнут воплощать в действительность, пока неизвестно.
- Компанию Sollers данные задержки не смущают, - пояснил Сидоров. - Лучше сейчас немного подождать, чем потом тратить время на преодоление препятствий, созданных собственной поспешностью. На объемах производства данная задержка, конечно, скажется. Но Sollers обещает нарастить темпы производства и после запуска производства наверстать упущенное. Говорить точно о запланированных объемах выпуска машин я не могу, потому что «АгромашХолдинг» к процессу производства никакого отношения не имеет. В этом проекте мы участвуем только в качестве арендодателя. Мы подготавливаем площадку и предоставляем Sollers площади для производства автомобилей. Это принесет «Агромашхолдингу» прибыль в виде арендной платы. И со временем мы будем принимать участие в производстве. Обязательным условием сотрудничества наших компаний было предоставление около 35 рабочих мест костанайцам.
15 июля аким области Сергей Кулагин побывал на территории будущего производства. Пристальное внимание городской и областной исполнительной власти к создающемуся предприятию объясняется тем, что оно везде позиционируется как инвестиционный проект с участием государства.
- Государство заинтересовано в развитии индустрии как таковой, - говорит Арсений Сидоров, - поэтому пригласило крупную российскую компанию к нам в регион.
Фото Юлии АНДРУСЕНКО
Материалы номера