О спектакле
Марк Захаров, народный артист СССР,
художественный руководитель театра «Ленком»:
- Был момент, когда окрыленные успехом «Звезды и смерти Хоакина Мурьеты», мы с
композитором Алексеем Рыбниковым решили сделать еще один серьезный музыкальный
спектакль, - вспоминает режиссер. - Андрей Вознесенский предложил подумать над
его поэмой «Авось!»
Обычно наши спектакли долго «мариновались», испытывая все цензурные «прелести». - А «Юнону и Авось» приняли на удивление благожелательно. «Это чудо», - сказал тогда Вознесенский, и потащил меня в Елоховский собор поклониться Казанской иконе Богоматери, покровительствовавшей нашему герою графу Резанову. Поэт был абсолютно убежден, что нам была оказана какая-то помощь из космоса».
- Караченцова назвали бас-баритоном, хороший, в газетах написали бас-баритон. И что меня еще очень обрадовало, сказали: «хороший кордебалет», ну я так не стал подробно расшифровывать, что это вообще драматические артисты.
После премьеры были невероятные овации, зрители аплодировали стоя. Но то, что это событие с большим резонансом, я понял после того, как немецкий журнал «Штерн» написал: «В атеистическом Советском Союзе религиозное «питание» молодежи теперь осуществляет театр «Ленком».
«...и звуки горячего рока долетают до Кремля, расположенного в непосредственной близости от театра», - цитирует режиссер. - Я не знаю, зачем это написали, ведь авторы статьи хорошо знали наши порядки и скорее напомнили о просчете, который совершил цензурный аппарат, который вдруг оказался таким покладистым. Хотя мы готовились к запретам и даже провели в спектакле некую красную черту, которую решили не переступать. Но в чем-то, наверное, переступили. Допустим, в финале: молитва «Аллилуйя любви» стала всенародно известна и любима, ее часто исполняет даже детский хор».
Знаменитая композиция месяц назад открыла в Москве мировую премьеру новой коллекции Пьера Кардена. В свое время именно Карден - всемирно известный французский кутюрье инициировал заграничные гастроли спектакля «Юнона и Авось». И с его легкой руки русскую рок-оперу впоследствии услышали и увидели зрители бродвейских театров Нью-Йорка, публика Германии, Нидерландов и других стран.
О создании «Юноны и Авось» Марк Захаров
рассказывает с явным удовольствием.
Но, разумеется, триумфу спектакля способствовал и фантастический дар сценографа
Олега Шейнциса, построившего на «ленкомовской» сцене потрясающие декорации. И,
конечно, исполнители главных ролей - Николай Караченцов, Елена Шанина,
Александр Абдулов.
«Первый состав был уникальным, - без ложной скромности признает Захаров. -
Когда с Николаем Петровичем Караченцовым случилась беда, нам настоятельно
советовали выбросить этот спектакль из репертуара и забыть. Но мы рассудили
иначе. На главную роль ввелись Дмитрий Певцов и Виктор Раков».
А Кончиту и вовсе играет уже шестая по счету исполнительница. «Подумываем и о
седьмой, - не скрыл Захаров. - Ведь главной героине 16 лет, и актриса должна
соответствовать этому возрасту».
«Все имеет свой срок, - продолжает режиссер, - но я каждый раз удивляюсь: когда
идет «Юнона и Авось», в зале всегда аншлаг и оглушительная овация. Думаю, что
сейчас спектакль выигрывает от того, что в него влилось новое поколение».
В подготовке дублеров на главную роль - графа Резанова - еще до трагедии участвовал сам Николай Караченцов. Оба его преемника, Виктор Раков и Дмитртий Певцов, много лет участвовали в спектакле в роли отчаянных матросов. Пока их не пригласили на роль графа.
Виктор Раков, народный артист России:
- Начиная с 1985 года, как я стал участвовать в спектакле до сегодняшнего дня,
вот сказать, что что-то так концептуально изменилось, ничего не менялось. Вы
знаете, во многом, мне кажется, это соответствует сегодняшнему дню, «никто из
нас дороги не осилил, да и была ль она, дорога впереди».
Дмитрий Певцов, народный артист России:
- Я видел много постановок, таких эпохальных, которым 40 лет, но видно, что это
нафталин. Музейные экспонаты. А это живой организм, и сейчас я не могу сказать,
что это новая версия. Это тот же спектакль, просто с какой-то новой кровью.
Можно сейчас ехать смело в Европу, в Америку, он будет смотреться совершенно
современным спектаклем.
Материалы номера