Пищим, но едем...

Одни торговцы ГСМ цены держат, другие - нет

Галина КАТКОВА

Потребители ГСМ предсказывают неминуемое повышение цен

Где заправиться? Самый популярный потребительский вопрос прошедшей недели. Даже если на рекламных щитах АЗС указаны «сдерживаемые» правительством цены на социально значимые виды топлива, это еще не значит, что вы его получите. «НГ» продолжает сканировать ситуацию на рынке ГСМ.

Тем более что на прошлой неделе менялась она чуть ли не каждый день. Обратив словесные доводы о том, что розница не может торговать по ценам ниже оптовых, в дела, цены на своих АЗС повысила компания «Гелиос». Например, с 9 июля литр АИ-92 там стал стоить 113 тенге вместо пороговых 102. В ответ на «Гелиос» повысил голос министр нефти и газа Сауат Мынбаев, который заявил, что в отношении компании будут приняты меры. Мы попросили комментариев по сложившейся ситуации и в костанайском филиале компании, и в ее головном офисе. Устно нам ничего комментировать не стали, прислали пресс-релиз, с которым мы уже ознакомились в «Интернете. Впрочем, вполне внятный. Ключевая фраза - «цены на текущий момент установлены на уровне безубыточной для компании деятельности». А именно: АИ-80 - 97 тг/л, АИ-92 - 113 тг/л; ДТ - 113 тг/л. ТОО «Гелиос» также подчеркнуло, что цены повышены на топливо в регионах, где компания не состоит в реестре монополистов и не регулируется со стороны АРЕМ.

В Костанайской области у «Гелиоса» 11 автозаправок, на 6 в Костанае ценники были «сдержанные», а уже в Затобольске с табло смотрели те самые 113 тенге.

На неделе исчезал и появлялся АИ-80, то он был за наличные, то только по талонам. Еще более сложная ситуация нарисовалась с дизельным топливом, реальная цена на которое не имеет ничего общего с установленной правительством. Ощущается явный дефицит ДТ, а по талонам в Костанае его цена в среду скакала от 96 до 110 тенге. 

В стране помимо Агентства по регулированию естественных монополий есть еще Агентство по защите конкуренции, которое отслеживает ситуацию по субъектам, доминирующим на рынке. Его межрегиональная инспекция по Костанайской и Северо-Казахстанской областям 13 июля собирала у себя предпринимателей, действующих на костанайском рынке ГСМ. Бизнес должен был предоставить свои разъяснения, обоснования, аргументы по сложившейся ценовой ситуации.

- Если окажется, что при наличии топлива в хранилищах поставщик намеренно ограничивает продажу, в отношении него будут приняты соответствующие меры, - пояснил «НГ» начальник межрегиональной инспекции АЗК РК Ерболат ИБРАЙХАНОВ.

Он же сообщил, что алматинские коллеги начали расследование в отношении компании «Гелиос».

Итак, правительство полагает, что предпринимает сейчас все возможное для стабилизации цен на рынке ГСМ. На подходе к тому же уже одобренный Парламентом закон «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов»... Однако у потребителей горючего прогнозы на ближайшее будущее спокойно-пессимистические.

 - Мы же в одном союзе, понимаем, что пока цены не сравняются с российскими, они не остановятся, - считает директор костанайского  ТОО «Жарык жол» Виктор МУЩИНСКИЙ. - Сейчас заявляется цена на дизтопливо, на котором работают наши автобусы, 87 тенге, но ведь дешевле, чем за 105, уже нигде не заливают. В России дизель стоит 23 рубля за литр, перемножьте по курсу и получится, что у нас оно будет стоить 120 тенге, не меньше. АИ-80, думаю, будет на уровне дизтоплива, а 93-й, возможно, в районе 150 тенге.

Кстати, по словам Мущинского, перевозчики уже готовы собирать документы, обосновывающие очередное повышение тарифа. А меры, которые бы реально стабилизировали ситуацию для автобусников, видятся им предельно простыми.

- Нужны 2-3 заправки в городе, где я буду забирать свои 3,5 т дизтоплива в день по приемлемой цене, за те же 87 тенге, - говорит Мущинский. - А то, что пассажироперевозчик за этот объем недоплатил, государство этим выбранным АЗС дотирует. Это выход.

Фото Николая СОЛОВЬЕВА