Подержанный автомобиль теперь роскошь?
Юлия АНДРУСЕНКО
С 1 июля таможенное декларирование ввезенных в Казахстан автомобилей производится по ставкам Единого таможенного тарифа, действующего на территории стран ТС. В течение года на территории РК действовали льготные ставки на растаможку машин. 1 июля миновало, и перед автолюбителями и продавцами подержанных машин встало сразу несколько проблем.
Растаможка по цене авто
Во-первых, не все купленные автомобили успели попасть на территорию страны до часа Х. И теперь у их владельцев есть несколько вариантов действия: продать автомобиль на территории той страны, где машина находится, разобрать его на запчасти или отказаться от него в пользу государства. И говорят, что принять решение о дальнейшей судьбе своего автомобиля нужно будет за 4 месяца.
Можно, конечно, ввезти его по новым ставкам таможенных пошлин. Но это обойдется автолюбителю в 8-10 раз дороже прежних цен.
На примере это выглядит так. Мерседес Е320 2003 года выпуска с объемом двигателя 3,2 л стоит 19 800 евро. Растаможить такой автомобиль - 18 560 евро. До 1 июля льготные ставки составляли от 0,35 до 0,6 евро за один кубический сантиметр в зависимости от объема двигателя. А это значит, что по льготному режиму растаможить такой автомобиль стоило бы 1920 евро.
Едва ли предпринимателю удастся продать машину, которой 7 лет, за 37 500 евро, если в салоне новая «Тойота Камри» стоит 23500 евро.
Кто на что надеется
На автомобильном рынке Костаная, расположенном неподалеку от автовокзала, сейчас не так много покупателей. Но и те, кто есть, не торопятся с приобретением автомобилей. Говорят, есть надежда на то, что цены снова вернутся на прежний уровень.
- Я давно приценивался к этой Audi А4, - рассказывает потенциальный покупатель Назымбек СЕЙТКОЖИН, - за последний месяц она с 15 000 подорожала до 16 700. Теперь думаю, стоит ли покупать.
У продавцов на этот счет такое же мнение - повышаются цены на автомобили не в первый раз. И всегда снова возвращаются на прежний уровень. Поэтому повышение цен,по их прогнозам, будет недлительное.
Цены поднялись не только на те машины, которые прошли таможенное декларирование по новым ставкам, но и на те, которые уже давно выставлены на продажу.
Те, кто не успел доставить в страну автомобили вовремя, но уже купили их, теперь мечутся, не зная, что предпринять. Случаев, когда машину не успели привезти на склад временного хранения по вине компаний, доставляющих груз, немало. В Интернете даже появился сайт, где заявляют, что пытаются оказать помощь всем, кто не успел растаможить автомобиль по льготным ставкам.
- У предпринимателей, которые занимались
продажей авто, в частности, гоняли подержанные автомобили, наступает нелегкий
период, - говорит организатор сайта
И хотя льготный тариф касался лишь тех, кто ввозил автомобили в Казахстан только для собственного пользования, предпринимателям эти льготы тоже помогали заработать. Они привозили автомобили на заказ и регистрировали их сразу на будущих владельцев, получая за это гонорар.
- Новый автомобиль сейчас выходит по цене гораздо дешевле, чем подержанный, - поясняет Алексей, - потому что пошлины таможенные на новые машины хоть и увеличились, но только в 2 раза... Что касается нерастаможенных авто, то мы сейчас стараемся хоть как-то изменить ситуацию. Пишем письма, обращения и премьер-министру,и президенту, но никаких результатов это пока не принесло. Поэтому 14 июля мы в Алматы, в бизнес-центре Old Square, собираем тех, кто не смог растаможить свои автомобили, чтобы решить этот вопрос в судебном порядке.
Но шансы на благоприятный исход дела невелики. Льготные ставки были введены в действие одновременно с началом функционирования Таможенного союза и теперь согласно подписанному международному соглашению продление льготного периода - вне компетенции правительства РК.
Смотрим в завтра
Между Россией и Казахстаном торговля беспошлинная. Это означает, что произведенные на территории РФ автомобили будут ввозить без таможенных пошлин. И стоимость этих автомобилей значительно ниже, чем тех же авто из Германии или ОАЭ.
- Те цены, которые мы сейчас видим на авторынках и автостоянках, были подняты на испуге, - говорит директор костанайского ТОО «Автодом» Валерий СТЕПАНЕНКО, - это не означает, что сегодняшняя цена приживется. Мы увидим это уже через месяц-полтора. Но это касается ввезенных и растаможенных по льготным ставкам автомобилей. Что же касается наполняемости рынка - с этим все будет сложнее. Выбор б/у автомобилей стоимостью до $10 000 будет все меньше и меньше. Пополняться рынок будет только новыми автомобилями. Сейчас российский автопром наладил интенсивное производство, мы уже завозим достаточно много машин иностранных марок, но выпущенных в России. Цены привлекательные - от $ 14 000 новый автомобиль. Через 5 лет он будет стоить меньше $10 000 и такими автомобилями будет наполняться парк б/у машин. На сегодняшний день покупательский спрос на новые автомобили российского производства очень высок. За ними уже образовались очереди на несколько месяцев. Мой прогноз: лет через пять мы придем к тому, что 80% нашего автомобильного рынка будут составлять автомобили, произведенные в России.
Официально
Год льготных пошлин привлек в Казахстан большое количество подержанных автомобилей. В Костанайскую область в 2010 году пригнали в 1,5 раза больше машин, чем в прошлом.
- За год в нашу область было ввезено 3 522 машины. На 1 июля 2010 года в области появилось около 2000 новых автомобилей, - говорит главный специалист отдела организационной работы и контроля департамента таможенного контроля Костанаской области Гульжан АХМЕТОВА. - К 1 июля 2011 года в Костанайской области все автомобили успели растаможить.
Ставки таможенных пошлин на легковые автомобили по единому таможенному тарифу ТС
Объем бензинового двигателя |
Возраст автомобиля |
Ставка ввозной таможенной
пошлины |
Не более 1 000 см3 |
Новый |
30%, но не менее 1.2 евро |
|
До 5 лет |
35%, но не менее 1.2 евро |
|
Более 5 лет |
2.5 евро |
От 1 000 см3 до 1 500 см3 |
Новый |
30%, но не менее 1.45 евро |
|
До 5 лет |
35%, но не менее 1.45 евро |
|
Более 5 лет |
2.7 евро |
От 1 500 см3 до 1 800 см3 |
Новый |
30%, но не менее 1.5 евро |
|
До 5 лет |
35%, но не менее 1.2 евро |
|
Более 5 лет |
2.9 евро |
От 1 800 см3 до 3 000 см3 |
Новый |
30%, но не менее 2.15 евро |
|
До 5 лет |
35%, но не менее 2.15 евро |
|
Более 5 лет |
4 евро |
Более 3 000 см3 |
Новый |
30%, но не менее 2.8 евро |
|
До 5 лет |
35%, но не менее 2.8 евро |
|
Более 5 лет |
5.8 евро |
Объем дизельного двигателя |
Возраст автомобиля |
Ставка ввозной таможенной
пошлины |
Не более 1 500 см3 |
Новый |
30%, но не менее 1.45 евро |
|
До 5 лет |
35%, но не менее 1.45 евро |
|
Более 5 лет |
2.7 евро |
От 1 500 см3 до 2 500 см3 |
Новый |
30%, но не менее 1.9 евро |
|
До 5 лет |
35%, но не менее 2.15 евро |
|
Более 5 лет |
4 евро |
Более 2 500 см3 |
Новый |
30%, но не менее 2.5 евро |
|
До 5 лет |
35%, но не менее 2.8 евро |
|
Более 5 лет |
5.8 евро |
Примечание: при таможенной очистке также предусмотрен НДС (12%) на все автомобили, а на авто с объемом двигателя более 3 000 куб. см еще и акцизный налог - по100 тнг за каждый 1 куб. см рабочего объема.
Фото Николая СОЛОВЬЕВА
Материалы номера