Стриптиз потребления
Приходит на память пример Таджикистана, в котором уже несколько лет как действует Закон «Об упорядочении традиций, торжеств и обрядов». Закон четко расписывает как регламент видов торжества, так и сумму расходов - от количества гостей до количества барашков на шашлык. Дни рождения разрешается отмечать только в кругу семьи, подарки от подчиненных брать запрещено, скромность поощряется, а разгул наказывается штрафами. Таджикские законодатели считают, что данный закон снижает уровень бедности и защищает права малоимущих сограждан.
Мода на публичное потребление касается не только празднеств, она может подчинить себе весь образ жизни человека. Начиная от одежды, машины, квартиры и заканчивая кругом знакомств, все в жизни становится публичным, статусным, показушным. Внешние атрибуты и аксессуары, и вещи, и поведение - все подчиняется рекламному стремлению показать, что ты принадлежишь к определенному уровню и статусу. Психику такой стриптиз потребления, я думаю, калечит, не говоря уже об искажении моральных норм и нравственных устоев. Иногда подобная «ярмарка тщеславия» ведет не только к долгам, но и к преступлениям. Как недавно было в Костанае, когда один внешне нормальный молодой человек нанял киллера, чтобы убить другого молодого человека, чья машина заказчику убийства очень понравилась, а купить ее денег не хватало.
Жизнь не по средствам, в кредит вольно или невольно подстрекается рекламой и бесчисленными сериалами. Наибольшее воздействие такая идеологическая обработка оказывает на подрастающее поколение. Все так просто и естественно. «Мама, я киллера люблю». А стране в это время нужны квалифицированные рабочие. Но молодежь стремится в вузы, даже зная, что не будет востребована по специальности. Абсурд. Страна безработных юристов.
А рабочие профессии у нас, увы, не престижны, зарплата невелика, промышленность не развивается. Вот и получается, что лозунг «Не быть, а казаться» у нас востребован и актуален. Да что толку попрекать людей, когда государство само подает пример глобальной показухи - демонстрацией внешнего благополучия и декоративной демократии.
У американского фантаста Роберта Шекли есть повесть «Цивилизация статуса», в этом произведении каждая каста своим внешним видом и образом жизни обязана отличаться от другой, а чем выше статус, тем больше прав и меньше ответственности. Чем-то похоже на нас.
Вадим СОБОЛЕВ, Костанай
Материалы номера