От Сталина и «Чапаева» до «Трансформеров» и Михалкова
www.Kino-teatr.ru, www.russ.ru
Этот - 33-й Московский международный кинофестиваль - изначально очень высоко оценили сами организаторы. За месяц до открытия он презентовался на другом международном фестивале - Каннском. Правда, за два дня до открытия австрийский режиссер Михаэль Ханеке отказался возглавить его, сославшись на занятость. Вот такая складывалась многообещающая интрига.
За «Святого Георгия»
Австрийцу, впрочем, скоро нашли замену. Жюри ММКФ возглавил польский режиссер Анджей ЖУЛАВСКИЙ.
- Я нахожусь в столице огромной страны, которая всегда была кинодержавой. Московский фестиваль является одним из главных кинофорумов мира. Москва неизменно показывает качественные картины и не ошибается в выборе лучших фильмов, - заявил Жулавский на церемонии открытия.
Режиссер, которому президент ММКФ Никита Михалков передал специальный «символ власти» - цепь с изображением святого Георгия Победоносца, - сказал, что считает «великой честью» быть председателем жюри фестиваля.
Церемония открытия кинофестиваля была выдержана в китайском стиле. Он был выбран неслучайно. Президент ММКФ Никита Михалков вручил приз за вклад в мировой кинематограф всемирно известному китайскому режиссеру Чен Кайге, его фильмом «Клятва» открылся фестиваль. С 23 июня по 2 июля на фестивале демонстрировалось более 200 картин из многих стран мира. Но в конкурсной борьбе за золотую статуэтку «Святого Георгия»участвовало 17 картин. Среди них - французский фильм «Сколько ты стоишь?» режиссера Бертрана Блие с участием Жерара Депардье и Моники Белуччи, американская лента Роберта Тоуна «Спроси у пыли» с Колином Фарреллом, Сальмой Хайек и Дональдом Сазерлендом в главных ролях, а также российская картина «Червь» режиссера Алексея Мурадова.
Внеконкурсная программа фестиваля была традиционно обширна. Программа «Гала-премьеры», например, включала фильмы-призеры последних крупнейших международных кинофестивалей. В раздел «Национальные хиты» вошли картины, ставшие особенно популярными у себя на родине.
В рамках «Российской программы» зрители увидели 90 кинофильмов различных жанров - от философских произведений до анимационных лент.
Сделано для массового зрителя
Гала-премьеры ММКФ дали московскому зрителю редкий шанс посмотреть за несколько недель до официального проката 6 высокобюджетных, сложнопостановочных фильмов из пяти стран. Программа - в противопоставление конкурсному «кино не для всех». Качественный коммерческий кинематограф.
- Гала-премьеры - это фильмы особого рода, рассчитанные на большую аудиторию, на то, что случайный зритель, не киноман, на них клюнет. Таким образом мы привлекаем дополнительную аудиторию на наш фестиваль, - поясняет Петр ШЕПОТИННИК, директор по связям с общественностью 33-го ММКФ.
Едва ли не главная гала-премьера - фильм Микеле Плачидо «Валланцаска - ангелы зла». Знаменитый комиссар Каттани вновь окунулся в мир итальянской мафии. Кино о миланском гангстере получилось таким, что, как говорят, настоящий Ренато Валланцаска, уже 40 лет отбывающий срок в тюрьме, плакал после просмотра.
Америку в программе представляет двукратная обладательница «Оскара» Джоди Фостер. Ее третья режиссерская работа - трагикомедия «Бобер». Бизнесмен-неудачник - Мэл Гибсон - лечит депрессию весьма необычным способом: разговаривая с куклой-перчаткой, игрушечным бобром.
Картину «Артист» показывали в Каннской конкурсной программе. Причем включили в последний момент, за неделю до просмотра. Фильм произвел фурор. От французского режиссера Мишеля Хазанавичуса, прославившегося пародийными боевиками, никто не ожидал «немейнстримовой» ленты. Стилизацию под фильмы 30-х. История о суперзвезде немого кино, который оказался невостребованным в эпоху звука, была, говорят киноведы, на миллиметр от «Золотой пальмовой ветви». В результате получила приз за лучшую мужскую роль.
В программе также - «Пять невест» российского режиссера Карена Оганесяна. Комедия про войну, собравшая с десяток звезд отечественного кино. В титрах - Артур Смольянинов и Данила Козловский, Лиза Боярская и Юлия Пересильд.
«Трансформероизация» идеи
Первой суперсенсацией нынешнего ММКФ, по мнению организаторов, стала мировая премьера блокбастера «Трансформеры-3: Темная сторона Луны». При этом программный директор ММКФ Кирилл РАЗЛОГОВ изначально не скрывал, что громкая премьера голливудского блокбастера штука такая статусная для российского кинофорума, что не имеет никакого отношения к художественному качеству самого фильма. Просто раньше Московский фестиваль казался голливудским продюсерам недостаточно сильным культурным событием, а теперь ММКФ «набрался сил» и может служить вполне солидной и основательной стартовой площадкой для такого увесистого прокатного монстра, как «Трансформеры».
Ответ Разлогову прозвучал из уст обозревателя «Русского журнала» Алексея ЮСЕВА:
- Третья часть франшизы все о том же: роботы известного производителя игрушек в очередной раз спасают Землю. Могли ли предположить отцы-основатели Московского фестиваля, что подобная картина когда-либо будет открывать мероприятие? Отдельные мнения, выступавшие в защиту подобного выбора, указывали на то, что другие крупные международные кинофестивали за последнее время открывали также не авторские проекты, такие как «Робин Гуд» и мультфильм «Вверх». Однако при этом не уточняется, что режиссер первой картины снял «Бегущего по лезвию», а пиксаровское детище получило «Оскара» за лучший анимационный проект года. Предыдущая часть «Трансформеров» в свою очередь собрала все крупные номинации награды «Золотая малина» (худшие: режиссер, сценарий и фильм), призванной отслеживать достижения дурного вкуса.
На «Волне» победы
Главный приз - «Золотой Святой Георгий» достался испанской картине «Волны» режиссера Альберто Мораиса, а лучшим актером стал Карлос Алварес-Новоа, снявшийся в этом фильме. Лучшей актрисой признана полячка Урсула Грабовска из картины режиссера Феликса Фалька - «Иоанна». Лучшим режиссером стал Вонг Чинг По из Гонконга, снявший кровавую драму «Месть. История любви».
«Серебряного Георгия» за лучшую документальную картину получил фильм «В ад и обратно», снятый экс-бизнесменом, а ныне - военным фотографом, оператором и режиссером Данфунгом Деннисом. Фильм представляет собой историю 25-летнего американского сержанта, который пытается вернуться к нормальной жизни после командировки в Афганистан и ранения, полученного в ходе боевых действий.
Премию «Верю», вручаемую за покорение вершин актерского мастерства и верность принципам школы Станиславского, получила британская актриса российского происхождения Хелен Миррен. 65-летняя обладательница «Оскара» известна у нас по фильмам «Королева» и «Последнее воскресение». Будучи дочерью российского эмигранта, она достаточно часто бывает в Москве.
Из истории фестиваляВпервые состоялся в 1935 году по протекции Сталина. Первый Московский кинофестиваль открывал фильм «Чапаев». В последующие годы не проводился. Возобновлен в 1959 году, стал проводиться каждые два года, а начиная с 1997 года - ежегодно (в 1998 году не проводился из-за финансовых проблем). Главный приз фестиваля (учрежден в 1989 году) «Золотой Святой Георгий». Президент ММКФ - Никита Михалков (с 1999г.)
Фото с сайта
Материалы номера