А мы по шпалам, опять по шпалам...
Ольга ЛИХОГРАЙ
С 1 июля участок железной дороги от ст. Тобол до ст. Аксу длиной 102 км переходит из ведения России в ведение Казахстана. В связи с этим отменяется электричка от казахстанской станции Тобол до российской станции Карталы. В бюджете Казахстана на ее обслуживание средств нет. Теперь жителям поселков Зааятское, Аксу, Караоба добираться к родственникам или до места учебы будет практически невозможно.
- У меня в п. Фрунзенское, что недалеко от п. Зааятское, живут родители, - рассказала «НГ» жительница Костаная Марина ХИМИЧУК. - Несколько раз в год я их навещаю по маршруту Костанай-Тобол-Зааятское-Фрунзенское. Моя мама часто болеет, и я должна ездить к ней. Со мной ездил мой сын - инвалид 2-й группы. В России для инвалидов 1-2 группы оставались 50-процентные скидки на проезд, поэтому проводники всегда делали нам скидку. В Казахстане таких льгот нет.
Большинство студентов из приграничных поселков учатся в России, для них отмена электрички означает увеличение затрат - и по времени, и по деньгам. Но самое главное - добраться из приграничных поселков до Тобола или Костаная было реально только на поезде. Ехать на такси через Денисовку или Житикару - значит давать большой круг и тратить немало средств.
Чиновники в ответ на вопросы по данной проблеме ссылаются друг на друга.
- Этот вопрос не в моей компетенции, - сообщил «НГ» директор областного департамента Комитета автомобильных дорог Андрей ГОРВАТ. - Но насколько я знаю, на этом участке, помимо железной дороги, есть автомобильные. Обратитесь лучше в управление пассажирского транспорта.
- Я по этому вопросу ничего пояснить не могу, он остается открытым. Электричка с 1 июля ходить не будет, - рассказал начальник отдела пассажирского транспорта и перевозок областного управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Игорь ГОСТЕВ и посоветовал: - Обратитесь к Андрею Горвату.
Автомобильные трассы, кстати, на этом приграничном с Россией участке в ужасном состоянии. С этим соглашаются и жители, и чиновники.
- Большинство автомобильных дорог на участке между ст. Тобол и ст. Карталы в очень плохом состоянии, - подтвердил «НГ» заместитель начальника областного управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Дауренбек ЖАНСЕИТОВ. - Рейсовые автобусы здесь не ходят из-за нерентабельности, ведь людей ездит мало. А вопрос с электричкой решается на уровне правительства.
Как пояснили «НГ» в Костанайском региональном участке АО «Пригородные перевозки», российская электричка с шестью вагонами курсировала ежедневно. Рано утром она выходила со ст. Карталы и в 9 утра уже была в Тоболе. Из Тобола выехать в обратном направлении можно было около 3 часов дня. Расписание иногда менялось, но электричка всегда курсировала днем. В каждом вагоне в будние дни ездило в среднем 100 человек, в праздники - 150.
- С 1 июля люди из нескольких отдаленных поселков будут отрезаны не только от областного центра, но и от крупных станций - Тобол, Аксу, - отмечает начальник Костанайского участка регионального филиала АО «Пассажирские перевозки» (Северный) Икрамжан МУЗАРАПОВ. - Этот вопрос очень серьезный.
Сейчас этот участок железной дороги передан на баланс АО «НК «Казахстан темир жолы». Возможно, маршрут Тобол-Карталы признают социально значимым - в этом случае в областном либо республиканском бюджете деньги должны найти обязательно.
Казахстану, чтобы запустить такую же электричку, нужно потратить около 5 млн тенге на каждый вагон в месяц - на техобслуживание, зарплату проводникам, тепловую тягу. Сейчас ставится вопрос о курсировании хотя бы двух вагонов за счет республиканского бюджета. Когда появится реальное финансирование, неизвестно.
Жители приграничных поселков имели связь с внешним миром только по железной дороге (Рисунок Алексея МАЦАРИНА)
Материалы номера