Без права на малейшую ошибку
Галина КАТКОВА
1 июля 2011 года исполнится год с момента создания единой таможенной территории. Завтра таможня уйдет с внутренних границ, потом настанет черед пограничников... Все изменится, а налоги останутся. И каждый из братьев по ТС, несмотря на общий рынок, «заточен» на то, чтобы из этих денег не упустить ни копеечки. И сейчас уже ясно, что основные проблемы предпринимателей, осуществляющих экспортно-импортные операции, лежат именно в налоговой плоскости. Что особенно их беспокоит, «НГ» рассказывает консультант по ведению бухгалтерского и налогового учета Наталья ПИВОВАРОВА.
Бумаг даже прибавилось
- Наталья Васильевна, вы у нас в прошлом номере в «Теме недели» высказывались от имени предпринимателей о том, что союзные страны идут к Единому таможенному пространству, оставляя в тылу массу нерешенных вопросов, важных для бизнеса. Можно об этом с конкретными примерами?
- Пожалуйста. На первом этапе функционирования единого таможенного пространства много говорилось о плюсах интеграции и обязательно - об уменьшении для участников ВЭД документооборота. На самом деле бумаг стало даже больше. До создания ТС товар, пересекая границу, оформлялся на таможенном посту: заполнялась декларация, оплачивались налоги, по налоговому учету сдавалась одна форма отчета, всем знакомая ф 300.00. После создания ТС импортер после оприходования товара на склад должен сдать в налоговое управление уже две формы отчетности. А именно форму 320.00 - декларацию по косвенным налогам по импорту и форму 328.00 - заявление о ввозе товара и уплате косвенных налогов. Затем произвести оплату налогов и сдать еще и декларацию по НДС (ф 300.00).
А с 1 июля 2011 года вводится новая статистическая форма 1-ТС «Отчет о взаимной торговле товарами с государствами - членами ТС». В итоге оказалось 4 формы отчетности вместо 2 . Плюс хождение предпринимателей с вопросами по их заполнению.
Приход чреват расходами
- Помню, в июне прошлого года в Костанае на семинаре, который проводили специалисты минфина и его комитетов, у предпринимателей сразу же возникло много вопросов по дате оприходования товара, потому что от нее зависит отчетность по уплате косвенных налогов. И тогда по ответам специалистов было ясно, что будут проблемы. Они ведь есть?
- Дата оприходования остается притчей во языцех. Разночтения ст. 276-6 Налогового кодекса таковы, что позволяют существовать трем мнениям по дате оприходования товара на склад: это дата приема товаров на складе, или это дата пересечения таможенного поста, или дата перехода права собственности на товар - по условиям контракта.
Здесь, кстати, возможна следующая ситуация: товар пересек границу и потерялся на казахстанской железной дороге. Такие случаи в реальности были. Понятно, что все риски несет покупатель, но фактически-то товар не находится на его складе.
Сейчас, я знаю, новая редакция ст. 276-6 НК включена в проект Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам налогообложения». Проект находится в мажилисе Парламента РК и, возможно, будет принят с 1 января 2012 г. Но предприниматели-то уже сталкиваются с административными делами в связи с оплатой косвенных налогов не в том объеме. Они же обязаны платить не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров. Неправильное определение даты оприходования товаров влияет на расчет самого объема косвенных налогов, так как по дате прихода товара рассчитывается и курсовая разница.
Согласно Кодексу РК об административных правонарушениях (ст. 209), за занижение сумм налогов размер штрафа колеблется от 45 360 до 75 600 тенге и по ст. 210 за неперечисление или неполное перечисление налогов в бюджет - от 45 360 тенге.
Кроме того, согласно ст. 276-22 п. 4 НК РК внесение изменений в заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов производится предпринимателем путем отзыва ранее представленного заявления с одновременным представлением нового, что опять-таки «подводит» по кругу предпринимателя к штрафам, но уже за несвоевременно сданную форму.
В упомянутом проекте закона, с которым удалось ознакомиться, вопрос по этой пресловутой дате по-прежнему размыт. А хотелось бы, чтобы он был прописан четко и не давал поводов для трактовки «по своему видению и в пределах своей компетенции». Почему еще я заостряю на этом внимание? Если вернуться к проблеме по периоду отражения в декларации зачетной суммы НДС по импортируемым товарам, то дата оприходования товара в бухгалтерском учете и дата принятия на учет импортируемых товаров для исчисления НДС могут отличаться. Но все эти расхождения во мнениях наказуемы только для предпринимателей.
Сколько стоят ошибки
- Предпринимателей серьезно наказывают за такие ошибки? Ведь не по умыслу же случаются.
- Ну, я же говорила - административные суды решения принимают. Но тут еще в другом дело, в самом принципе: исправить ошибку предпринимателю вообще не дают возможности. Это можно пояснить на примере ситуаций с подтверждением экспорта. Они вообще, на мой взгляд, абсурдны.
Наши экспортеры сталкиваются с жесткими требованиями п. 6 ст. 1 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в ТС, ратифицированном РК. А именно в случае несоответствия сведений, указанных в заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, представленном налогоплательщиком на бумажном носителе, с данными, полученными налоговыми органами в рамках электронного обмена информацией, налоговый орган взыскивает косвенные налоги и пени в порядке и размере, предусмотренном законодательством государства-членаТС, с территории которого осуществлялся экспорт.
Другими словами, казахстанский продавец полностью зависит от действий российского или белорусского покупателя и подлежит административному наказанию за ошибки импортера.
Здесь предприниматели дважды несут ответственность: за неверно заполненное заявление о ввозе товаров покупателем и за возможные ошибки сотрудников налоговых служб, передающих сведения в рамках электронного обмена информацией членов ТС.
При этом в том и другом случае вина предпринимателя очевидна согласно вышеназванному протоколу. И возможность исправления ошибок вообще не предусмотрена законодательством.
Причем абсолютно неясно: само определение несоответствия по Протоколу имеет ли жесткие рамки и в какой части? Ведь налоговые обязательства у предпринимателя-экспортера, если не будет подтвержден экспорт - это весь объем продукции, проданной за границу. Она считается реализованной по РК и облагается 12% ставкой НДС. Этот объем, а также сумма штрафа за занижение оборота по Казахстану могут быть совершенно не адекватны величине ошибки. Иногда расхождение бывает копеечное.
Пример из жизни. Предприниматель отгрузил на экспорт в Россию товар на 4 млн рублей. Заявление о ввозе товаров российским покупателем было предоставлено на всю сумму товара, но сотрудники налогового комитета РФ при передаче данных в рамках электронного обмена информацией сделали малозначительную ошибку в 10 российских рублей. Это повлекло за собой для нашего экспортера: неподтверждение экспорта товара и доначисление НДС к оплате в сумме 2 232 857 тенге плюс штрафы за заниженный оборот по Казахстану, пени за несвоевременную оплату НДС... И это все за ошибку стоимостью в 50 тенге!
Мне по роду деятельности часто приходится сталкиваться с проблемами предпринимателей-участников ВЭД, и я могу уверенно сказать, что они очень болезненны, в частности, для малого и среднего бизнеса. Оставлять их нерешенными, значит подменять идеи Единого таможенного пространства пустословием и голыми декларациями.
Материалы номера