Страдания итальянцев в РК
Александр КУЗНЕЦОВ, respublika-kaz.livejournal.com
В пятницу, 24 июня, итальянская газета L'Espresso (тираж 500 тыс. экз.) вышла со статьей «Взятки по-казахски», где со ссылкой на документ, оказавшийся в распоряжении WikiLeaks, рассказала о том, с чем сталкиваются работающие в РК итальянские компании.
Дипломатическая записка, о которой говорится в статье L'Espresso, оказалась в распоряжении WikiLeaks благодаря утечке из американского посольства, она датирована 2009-м годом и фиксирует разговор высокопоставленного чиновника посольства Италии в Астане с американским дипломатом (имена дипломатов не раскрываются в интересах безопасности).
Согласно документу, «в 2008 году коммерческий оборот между двумя странами вырос до $13 млрд, более $11 млрд из которых приходились на экспорт нефти в Италию и более $1 млрд - на импорт итальянских товаров в Казахстан». Таким образом, пишет L'Espresso, неудивительно, что основной итальянской компанией, которая «прописалась» в Казахстане, стал нефтяной гигант ENI. Вторая компания - ItalCementi - крупнейший цементный холдинг Италии, который купил предприятие «Шымкентцемент» в 1998 году. Как объясняет анонимный итальянский чиновник, «все операции, касающиеся «Шымкентцемента», были для компании проблематичными, делать бизнес трудно из-за давления, которое оказывают местные власти: они остановили производство на заводе, объясняя это тем, что ItalCementi не имеет необходимых разрешений, но все это только предлог для вымогательства взяток и других форм коррупции».
«Что показательно, так это то, что с принудительной остановкой производства на заводе компания столкнулась во время резкого скачка мировых цен на цемент в 2007 году, - говорится в записке американского дипломата. - Это не говоря уже о том, что цены на цемент в Казахстане регулируются государством, которое держит их на уровне гораздо ниже рыночных, давая возможность обогащаться посредникам».
Не легче пришлось и строительной компании Gruppo Todini, которая завершила строительство двух участков дороги на западе страны: от Атырау до Актау и от Атырау до Самары. Когда пришло время получать оплату, предусмотренную контрактом, министр транспорта Казахстана заплатил Gruppo Todini примерно на $8 млн меньше, чем было указано в контракте. Несмотря на то, что у компании были все права для подачи жалобы в международный арбитраж, руководство Gruppo Todini не стало раздувать конфликт из опасений поставить под угрозу будущие контракты и предпочла потерять прибыль.
«Компания сейчас заканчивает строительство одной пятой части дороги из Астаны до курорта Боровое, остальные четыре пятых части были построены одной иранской и тремя казахскими компаниями, - говорится в статье. - Все компании, включая Gruppo Todini, обязали покупать необходимые для строительства материалы по ценам, по меньшей мере в 7 раз превышающим официально установленные тарифы, и без права возмещения расходов со стороны министерства транспорта».
L'Espresso приходит к выводу, что записка американского дипломата «нарисовала очень мрачный портрет страны, охваченной эпидемией коррупции».
Материалы номера