Не зная броду...
Дмитрий ВАСИЛЬЕВ, ng@ng.kz
В летнее время нередко возникает ситуация, когда на автомобиле нужно преодолеть водное препятствие - мелкую речушку или огромную лужу, для образования которых даже в городе мест больше, чем достаточно. Что произойдет, если мотор «хлебнет» воду? На этот вопрос отвечает старший преподаватель инженерно-технического факультета КГУ Геннадий САВЕЛЬЕВ.
- Если вода попадет в цилиндры двигателя, произойдет гидроудар. Он может быть такой силы, что мотор уже не восстановишь. Причина в том, что вода не сжимается, поэтому, поступив через впускной клапан в цилиндр, она начнет препятствовать движению поршня к верхней «мертвой точке». В это время шатун под воздействием энергии, передаваемой от колес через коленчатый вал, будет продолжать давить на поршень, что приведет к деформации всех внутренних деталей двигателя. Если это происходит на большой скорости, то удар может быть такой силы, что шатун пробивает цилиндр и выходит наружу.
Бывает и по-другому. Воды попало немного, и она уже в следующем цикле выталкивается из цилиндра. Мотор продолжает работать, но это не значит, что с ним все в порядке. Через какое-то время (это может быть и после 5 - 7 тыс. км пробега) двигатель разрушается. Причина - в небольшой деформации шатуна одного из цилиндров во время гидроудара, которая впоследствии дает разрушительный эффект. Аналогичный результат возможен и в случае, когда вода попадает в двигатель при малой скорости движения. Опытный водитель в подобных случаях обычно обращает внимание на то, что работа двигателя изменилась. Как правило, падает его мощность, зачастую появляется стук. Что касается дизелей, то они выходят из строя при попадании любого количества воды.
Все это не означает, что водные препятствия проходить вообще не рекомендуется. Прежде всего посмотрите, где в вашем автомобиле расположен заборный патрубок воздушного фильтра. Вода в цилиндр может попасть только через него. У некоторых автомобилей патрубок расположен в нижней части моторного отсека, поэтому именно они и подвержены названной опасности. Причем даже при переезде по мелководью уровень может повыситься от волны, нагоняемой рядом проходящей машиной.
Если заборный патрубок расположен низко, а вам необходимо пересечь водное пространство, то самый лучший вариант - воспользоваться буксировкой большого автомобиля. Разумеется, при неработающем двигателе вашей машины. Вода в патрубок все равно попадет, но ее не засосет в двигатель. Поэтому после переезда дождитесь, пока вода стечет из патрубка. Еще лучше, если вы предварительно его чем-нибудь закроете.
Если вы все-таки заехали в воду и мотор заглох, не спешите его опять заводить. Посмотрите состояние воздушного фильтра. Если он бумажный и видны следы воды (на синтетическом материале это незаметно), значит в двигателе произошел гидроудар. В таком случае автомобиль нужно транспортировать на буксире или на эвакуаторе в мастерскую. Если фильтр в порядке, возможно, вода попала на свечи зажигания. Их вместе с проводами высокого напряжения необходимо перед запуском двигателя просушить.
Бывают случаи, когда у нового автомобиля еще не закончился гарантийный срок, а двигатель вдруг разрушился. Кто виноват: завод-изготовитель, выпустивший некачественную продукцию, или водитель, который когда-то «зачерпнул» в мотор воду, но гидроудар дал о себе знать только сейчас? На чей счет отнести расходы за ремонт? Специалисты называют семь признаков, по которым можно определить, был ли гидроудар. Начиная с простейшего - деформации от воды бумажного фильтра и кончая состоянием деталей цилиндро-поршневой группы, которое возникает только после гидроудара.
Материалы номера