О «китайском влиянии»

Евгений ШИБАРШИН

Агентство КазТАГ опубликовало дипломатическую депешу американского посла в Казахстане, написанную в начале 2010 года после беседы с коллегой из КНР об  интересах Китая в Центральной Азии. Этот конфиденциальный документ стал предметом гласности благодаря WikiLeaks Джулиана Ассанжа, регулярно подпитывающего Интернет материалами, неофициально добытыми во внешнеполитическом ведомстве США.

Если говорить в общем, то особых открытий там нет. Речь в основном шла о том, что Казахстан в силу своих огромных природных энергетических запасов и географического положения стал точкой соприкосновения интересов трех держав: Китая, России и США. По мнению китайского посла, в борьбе с терроризмом и распространением наркотиков особых разногласий между ними нет. Что же касается экономики, то без противоречий тут никак не обойтись. Если для широкой публики такие откровения стали сенсацией, то экспертам они ничего нового не добавили. Так что в самой публикации особо и комментировать нечего.

Куда больший интерес вызывает сам факт обнародования этого материала именно в день официального визита председателя КНР в Казахстан. Поскольку КазТАГ позиционирует себя в качестве независимой журналистской организации, то время для публикации выбрано вроде бы из чисто профессиональных соображений. Политикой, дескать, тут и не пахнет. Но в том-то и дело, что есть в этом материале несколько моментов, которые подыгрывают казахстанским властям.

Во-первых, на фоне китайской фобии, получившей большое распространение в казахстанском обществе, публикация секретного документа США, где приводятся слова китайского посла с «высокой оценкой искусного балансирования Казахстана между «великими державами», оказалась к месту. Разве не встраиваются эти звуки стройно в аккорд оценки Казахстана в качестве «лидера Центрально-азиатского региона», что и должно в полной мере объяснить главные мотивы более тесных контактов Нурсултана Назарбаева с китайским руководством? Теперь, мол, по поводу возможной передачи земли иностранцам можно успокоиться. А если такое и произойдет, то по соображениям «большой политики».

Есть тут и еще один момент. Публикация прошла накануне заседания глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества. Каково российскому президенту узнать о заявлении китайского дипломата, что КНР должна работать в Центральной Азии, потому что «рост китайского влияния разрушит монополию России в регионе»?

Нервы у главы России по этой причине на встрече с коллегами по ШОС не сдадут. Поскольку в прошедшие 10 лет участников этой организации объединял общий интерес по устранению «трех зол» (терроризм, наркотики и сепаратизм). Но теперь они будут закладывать программу на предстоящие годы, и тут без необходимости регулировать взаимные экономические отношения не обойтись. На какие рычаги опираться Казахстану, отстаивая свой интерес при неразвитом собственном производстве? На политическое маневрирование между гигантами. Достаточно продемонстрировать большую заинтересованность к себе со стороны конкурентов своего партнера и от последнего можно получить сделку на более выгодных для себя условиях. Цинично? А что еще делать в наших условиях?