«Я как Пеппи-Длинный Чулок...»

Ольга ЛИХОГРАЙ

Жительница Костана Юлия Золина рассказала «НГ» о своей работе в Московском театре Терезы Дуровой

Нашу землячку Юлию ЗОЛИНУ многие жители Костаная помнят как журналиста нескольких республиканских изданий. Пять лет назад совершенно случайно она попала в Москву. Точнее, поехала туда с конкретной целью - сделать сложную операцию. Врачи Казахстана несколько месяцев не могли поставить диагноз. По роду своей журналисткой деятельности Юлия познакомилась с главным хирургом Москвы, который на несколько дней прибыл в Алматы. Он-то и пригласил девушку на обследование. Тогда деньги на дорогостоящее лечение собирали казахстанские и костанайские журналисты. Выздоровев, девушка решила остаться в Москве. Сейчас Юля помощник режиссера театриума на Серпуховке под руководством Терезы Дуровой.

- Кем ты начинала работать в Москве?

- Я попала в одно московское издание, где мне предложили работу журналиста. Но мне пришлось уволиться практически на третий день работы. Мне предложили покрутиться в качестве папарацци вокруг одной из московских клиник, в которой тогда фактически умирал знаменитый юморист Ян Арлазоров. Нужно было насобирать, на мой взгляд, гнусных подробностей о его состоянии. Переломить себя я не смогла и подала заявление об увольнении. Но мне предложили работу редактора, в подчинении у которого находилось 30 регионов. Первое время меня это устраивало.

- А потом  разочаровалась в профессии?

- Журналистика меня разочаровала давно. В Москве это ощущалось особо остро, когда публикации зажимались в жесткий формат. Мне сразу сказали - гении нам не нужны, нам нужны лошадки. Сейчас все меньше московских журналистов работает над словом и стилем. Это никому не нужно, нужна оперативность и сенсации. Когда я редактировала журналистов, у меня даже была особая программа в компьютере, куда загонялись все журналистские тексты. Программа не допускает лишних слов, жесткий формат и на количество символов, когда нельзя поставить даже одну лишнюю запятую. Все нужно загонять в определенные рамки. Для меня это стало каторгой.

- Как ты попала в театр Терезы Дуровой?

- По счастливой случайности я познакомилась с администратором этого театра, которая сообщила, что туда требуется помощник заведующего постановочной частью. Я решила попробовать. Пришла в театр, но зарплату предложили раз в 3 ниже той, которая у меня была. Тогда я выяснила, что существует еще одна вакансия - помощник режиссера. Пошла разговаривать с Терезой Ганнибаловной.

- Какое она произвела на тебя впечатление?

- Уравновешенного, но строго руководителя. Она из знаменитой династии Дуровых. Ее мать и она дрессировали слонов. Не знаю, почему она решила мне дать шанс попробовать себя в качестве ее помощника. Я сразу сказала, что у меня нет специального образования, кроме журналистского. Она просто сказала, что научиться работать в театре - невозможно. Если понравится, то я останусь, и дала мне месяц испытательного срока. На тот момент я впервые в жизни оказалась за кулисами театра. Не понимала разницы между словами арьерсцена, авансцена, рампы, софиты и т. д. Мне приходилось буквально жить на сцене и все это изучать. Актеры на тот момент как раз репетировали спектакль «Клоунцерт». Он состоит из клоунских миниатюр.

- Что входило в твои обязанности?

- Быть организатором бесперебойной работы сцены. Проверять работу цехов - звукового, реквизиторского, работу машинистов сцены, костюмеров, правильную «зарядку» реквизита, оформление сцены. Я присутствовала на всех репетициях, составляла график для работы актеров. Или во время спектакля давала знак, когда должны поднять оркестровую яму и т. д. Я так стремительно вошла в эту работу, что театр буквально засосал в себя. Через месяц меня утвердили на должность и сейчас я продолжаю работать помощником режиссера.

- Подменять актеров не приходилось?

- Однажды пришлось сыграть в массовке в спектакле «Дракон». Актеры выступали на гастролях в Харькове, где мне впервые пришлось выйти на сцену, чтобы заменить одного из актеров. Причем никто не подумал, что мне нужен 36 размер ботинок. Были только 42-го размера ботинки, которые мне пришлось надеть. На сцене я «плавала» в огромном чане трехметровой высоты, из которого лился жидкий торф. Так состоялось мое первое актерское крещение, и желание быть актрисой с тех пор не появляется сСмеется).

- Насколько я знаю, ваш театр очень своеобразный и организовала его Тереза Дурова довольно давно...

- 20 лет назад. Ранее он назывался Московский театр клоунады и был первым стационарным театром клоунады в мире. Идея создать его появилась у Терезы Ганнибаловны во время фестиваля клоунов в Москве. Год назад его переименовали в Театриум на Серпуховке под руководством Терезы Дуровой, ведь наш репертуар существенно расширяется жанрово. Это касается и детских, и взрослых спектаклей.

- Говорят, сейчас с большим восторгом и дети, и взрослые принимают ваш спектакль «Летучий корабль»?

- Этот мюзикл был сделан в рекордно короткие сроки - за 1,5 месяца, хотя обычно нужно около года. Для этого мюзикла наш театр впервые привлек оркестр. Создан мюзикл по сценарию знаменитого мультфильма о Забаве, Полкане и Водяном, в котором в тандеме сработали поэт Юрий Энтин и композитор Максим Дунаевский. Специально для нашего спектакля они написали несколько новых песен, которые дети восприняли на ура. 

- Это интерпретация старой сказки на новый лад?

- «Летучий корабль» - чудесная сказка о любви и о трудностях, преодолеваемых на пути к безоблачному счастью. Романс Забавы «Ах, если бы сбылась моя мечта...», частушки Бабок Ежек «Развернись, душа гармошкой! Эх, давай наяривай...», романс тоскующего Водяного «Я водяной, я - водяной, никто не водится со мной, а все мои подружки - пиявки да лягушки» во время спектакля начинал подпевать весь зал. В спектакле даже исполняют рэп и бит-бокс, но остается главное - вера в то, что любовь и добро все побеждают. Его, конечно, нужно смотреть, словами это не опишешь.

- Есть еще что-то подобное в вашем репертуаре?

- Они все бесподобные (смеется). К примеру, замечательный спектакль для взрослых «ФранкЭйнштейн», в котором нет слов, актеры все эмоции выражают только мимикой. Это потрясающее зрелище. В прошлом году мы поставили детский спектакль «Театр Буратино» - продолжение сказки о приключениях Буратино. В спектакле куклы заходят в подвал театра и встречают Паука, который обещает им открыть тайну театра, если они докажут, что они актеры. Куклы стараются. Самое интересное, что для спектакля мы воссоздали машинерию, которая использовалась в старых театрах. Раньше, когда не было компьютеров, звук дождя, грома создавали специальные машины. Они до сих пор хранятся в музее Останкино. Наши мастера посмотрели на них и соорудили для спектакля деревянный ящик с камнями. Формой похожий на качели, когда его трясешь - получается гром. Обычные железки внутри другого ящика, на которые сыпется горох, - это дождь, бобина с ручкой и натянутой на нее шелестящей тканью - это ветер. Все эти реквизиты были на сцене.

- Ты познакомилась со многими актерами, какие они за кулисами?

- Это большие дети, которым нужно напоминать о репетициях по нескольку раз в день. Они очень рассеяны. У многих наших актеров дети живут за кулисами, потому что их не с кем оставить. За кулисами стоят коляски, игрушки. С детьми нянчится вся труппа, а все в театре детей даже не называют по именам - просто дочь или сын.

- С кем из знаменитостей удалось подружиться?

- С Лией Ахеджаковой, которая играет в антрепризе на сцене нашего театра. Почему-то разговорились с ней о религии, она читала Библию и Коран, но, как оказалось, не читала Тору. В итоге я подарила ей Тору, а она оставила мне свой номер сотового телефона и обещала контрамарку на любой спектакль в театре «Современник», где она работает. Но я, конечно, этим так и не воспользовалась.

- В твоей жизни все действительно сложилось необычным образом. Ассоциации с Золушкой не возникает?

- Скорее всего я Пеппи-Длинный Чулок, если уж сравнивать себя с каким-либо персонажем. Такая же безбашенная авантюристка. А еще я верю в судьбу, конечно, не настолько, чтобы при этом сидеть сложа руки, но все-таки отчасти я фаталистка. Еще в Качарской школе на выпускном учитель географии пожелала, чтобы мне везло на людей. И мне действительно на них везет. Мне повезло с друзьями, с хирургом, с театром и его жителями. Пока я не упускаю своего счастливого случая.

- Самое главное, что дает тебе театр?

-  Его атмосфера дает возможность долго не состариться. У меня есть этот родной уголок в по сути чужом городе. Москва - «одинокий» мегаполис, город, где много работы и много пробок. Кто-то не приживается в Москве и вынужден искать работу где придется. В театре за 5 лет я ни разу не разочаровалась и не соскучилась, бешеный ритм этой работы меня не напрягает. Это по-настоящему праздничная и яркая работа.

Фото из личного архива Юлии ЗОЛИНОЙ