Пальмовая ветвь выросла на «Древе жизни»
kp.ru, rg.ru, profisinema.ru
Теперь критики спорят - то, что выкинул 55-летний датский режессер Ларс фон Триер, было капризом безбашенного хулигана от кино или продуманным пиар-ходом. Нужен ли был такой его фильму «Меланхолия», одному из прогнозируемых претендентов на золото Канн, вопрос. И теперь каждый постарается ответить на него сам, посмотрев ленту. Так что интерес к своему очередному творению датчанин подогрел изрядно.
«Это уж слишком, Ларс»
Под занавес на Каннском фестивале разразился скандал, равного которому не помнят в этом веке на Круазетт. Один из главных конкурсантов, Ларс фон Триер, объявлен персоной нон грата за пронацистские и антисемитские высказывания.
Вот что пишет о возможных причинах скандала российский кинокритик Андрей ПЛАХОВ:
- Красивый и глубокий, вагнеровский по эстетике фильм был воспринят на фестивале достаточно спокойно, не вызвав ни отчаянного восторга (как в свое время «Рассекая волны»), ни безумного раздражения (как его же «Антихрист»). И именно это спокойствие и не устроило известного провокатора Триера. На пресс-конференции он принялся дразнить журналистов, призывая увидеть в «Меланхолии» комедию и грозясь в будущем снять «религиозное порно» с Кирстен Данст... Отвечая на вопрос о своем немецком происхождении, режиссер разразился несколько путаной речью: «Долгое время я думал, что я еврей, и был этим горд и счастлив. Но потом я встретил режиссера Сюзанн Бир, еврейку, и был этому совсем не рад. А теперь я обнаружил, что я в действительности нацист, моя семья родом из Германии, и это доставило мне удовольствие. И я хочу всем этим сказать следующее: я понимаю Гитлера и даже отчасти симпатизирую ему. Нет, это не значит, что я одобряю Вторую мировую войну или имею что-либо против евреев или даже Сюзанн Бир, хотя Израиль - это та еще головная боль». А в ответ на вопрос журналиста, готов ли он снять крупнобюджетный фильм, Ларс фон Триер ответил: «Мы, нацисты, любим масштабные проекты, и не исключено, что я сниму что-то вроде «...окончательного решения еврейского вопроса» применительно к журналистам.
Прозвучавшие, хоть отчасти и в качестве неудачной шутки, слова шокировали участников пресс-конференции. Кирстен Данст всплеснула руками и простонала: «Это уж слишком, Ларс». Казалось, неловкая ситуация исправлена, когда через пару часов было распространено извинение Ларса фон Триера, где он декларирует, что не является ни нацистом, ни антисемитом. Однако это оказалось «слишком мало и слишком поздно».
Маховик скандала был раскручен американскими и французскими еврейскими организациями, в частности Обществом жертв холокоста. Их руководители потребовали подвергнуть Триера остракизму, и это было сделано тотчас же: каннская дирекция объявила режиссера персоной нон грата. Официальные представители фестиваля обвинили его в том, что он использует каннскую площадку в негодных целях, но не смогли при этом сказать, будет ли разрешено Триеру вернуться в будущем в Канн - на фестиваль, которому он в огромной степени обязан своей карьерой и чьим фаворитом он считался на протяжении двадцати лет.
Тем не менее, как было объявлено, «Меланхолия» не была снята с конкурса. Впрочем, после нашумевшей пресс-конференции шансов повторить успех «Танцующей в темноте», награжденной в 2000 году «Золотой пальмовой ветвью», у фон Триера практически не осталось. Однако приз за лучшую женскую роль Кирстен Данст все-таки получила. Недаром каннское жюри возглавляет актер Роберт де Ниро, который как никто другой понимает, что актер за режиссера не ответчик.
Увы, только прогнозы
Каким фильмам прочили награды в этом году? В числе претендентов называли «Харакири» - ремейк классической самурайской драмы Масаки Кобаяси, почти полвека назад награжденной в Канне. Он снят Такаши Миике - постановщиком нескольких десятков трэш-фильмов, доросшим до постановочного мейнстрима в 3D. Впрочем, очки (которые впервые раздавались на конкурсе Каннского фестиваля) только отвлекали от главных качеств этой ленты, которая, позволив вначале полюбоваться попытками взрезать живот тупым деревянным мечом, дальше разворачивается как классическая история о любви, мести и человеческом достоинстве. Япония сегодня в фокусе мирового внимания, так что профессионально безупречному «Харакири» вполне светил один из призов конкурса.
С меньшей вероятностью, но тоже можно прочить награды криминальной мелодраме Педро Альмодовара «Кожа, в которой я живу». Испанский режиссер с помощью Жан-Поля Готье превзошел самого себя по элегантному буйству дизайна и костюмов, вновь после долгой паузы дал выразительную роль Антонио Бандерасу и нашел новый поворот любимой темы транссексуальности, соединив ее с чудесами пластической хирургии. Энергичный сюжет держит в напряжении до последнего кадра.
Единственное «но», которое можно предъявить «Коже», - в ней чуть больше, чем обычно, литературности, меньше чувственности и хулиганского юмора. Альмодовар давно уже не «анфан террибль», а почтенный классик.
Еще одним из явных фаворитов на подходе к наградам считался фильм знаменитого финна Аки Каурисмяки «Гавр». Однако фестивальное жюри в наградном списке все карты перемешало.
Или все, или - ничего
Главный приз получило «Древо жизни» загадочного американского режиссера Терренса Малика. Фильм ждали в Канне еще в прошлом году; к нынешнему фестивалю накал ожидания возрос настолько, что половина присутствовавших критиков не смогла попасть на показ.
Однако у многих из прорвавшихся в итоге в зал картина вызвала скорее недоумение: это оказалась занимательная космогония, в которой Шону Пенну и Брэду Питту в качестве сына и отца соответственно уделялось почти столько же внимания, сколько истории гибели динозавров. Впрочем, масштаб затеи был очевиден - такому фильму следовало давать либо главный приз, либо ничего. А поскольку Де Ниро - известный поклонник Малика, то исход награждения можно было предугадать.
Сам Малик в ажиотаже вокруг собственной картины не участвовал: он вообще много лет не общается с журналистами. На пресс-конференции все вопросы достались Брэду Питту, а за «Золотой пальмовой ветвью» были высланы продюсеры. Как объяснил один из них, Билл Полад, режиссер «очень застенчив и пытается не выпячивать свое эго; он не хочет быть знаменитостью».
Гран-при пополам
Вторую по значению награду, Гран-при жюри, решено было поделить пополам между «Мальчиком на велосипеде» братьев Дарденнов и «Однажды в Анатолии» турка Нури Бильге Джейлана. Бельгийцы Дарденны - двукратные каннские победители, у Джейлана в прошлом тоже был каннский приз, но и в том, и в другом случае картины оказались такими сильными, что обойти их было невозможно.
Кстати, помимо Гран-при у Де Ниро с коллегами был в запасе еще один приз - он достался француженке Майвенн Ле Беско за «Полисс», где речь идет о буднях отдела по борьбе с преступлениями против несовершеннолетних. Ле Беско сообщила, что вопросы насилия над детьми волновали ее с детства, и настолько, что, получая приз, она несколько минут не могла справиться с волнением, чтобы произнести благодарственную речь.
Российские картины в этом году участвовали только в конкурсе «Особый взгляд».
Бакуру Бакурадзе с его «Охотником» не досталось ничего, хотя продюсер Сергей Сельянов отметил интерес, проявленный к фильму на кинорынке. Зато «Елена» Андрея Звягинцева, которая должна была закрывать программу, неожиданно получила спецприз жюри. Такая награда вручается лишь в особых случаях, и судьи конкурса во главе с Эмиром Кустурицей сочли, что «Елена» ее достойна. Фильм выйдет в прокат почти в 20 странах.
Про что кино
В большинстве своем фестивальные картины тем и отличаются, что просто так о них не расскажешь. Даже если это не артхаусное кино. Но в первом приближении - о нескольких каннских лентах.
Собственно, «Меланхолия» - фильм о депрессии, болезни, которой Триер долго страдал и страдает до сих пор. То, что уже просвечивало в его последнем фильме «Антихрист», здесь безмерно, безгранично. В фильме Кирстен Данст играет его alter ego: юная невеста должна радоваться дню своей свадьбы, однако нарастающая депрессия охватывает ее все сильнее и сильнее. С помощью героев - невесты, ее сестры (Шарлотта Генсбур), сына сестры, а также отдельных фигур среди приглашенных на свадьбу, Триер рассказывает о различных формах, стадиях и наплывах депрессии и борьбы с нею, прибегнув к аллегории в виде планеты, которая неизбежно столкнется с Землей и уничтожит ее.
Зато подлинным шедевром ясности и простоты стал «Мальчик на велосипеде» братьев Дарденнов. История мальчика, ненужного собственному отцу и постепенно склоняющегося к уличному грабежу, - по-настоящему христианское кино, в котором нет ни душеспасительной образности, ни богоугодных иносказаний. Режиссеры кротко (и коротко!) рассказывают свою историю, которая разворачивается в их родной бельгийской глубинке, а могла бы развернуться где угодно еще, но их принципиальный и заинтересованно-взыскательный взгляд на вещи знакомые и банальные оборачивается откровением.
Фильм «Древо жизни» - размышление о природе бытия, основанном на истории семьи, в которой отец (Брэд Питт) и мать воспитывают троих сыновей. Повествование ведется от лица старшего (Шон Пенн), вспоминающего о своем детстве. Значительная часть фильма - созданные на компьютере реконструкции зарождения жизни как в планетарном, так и в частном масштабе.
Золото за заслуги
Премьера новой традиции прошла в этом году в Каннах. 17 мая фестиваль чествовал 78-летнего Жана-Поля Бельмондо. Во время торжественного приема знаменитому французскому актеру была вручена «Золотая пальмовая ветвь». С начала 50-х годов Бельмондо сыграл во всех лучших произведениях французской киноиндустрии: как в фильмах, рассчитанных на широкую публику, так и в знаменитом французском авторском кино.
Фото
Материалы номера