Бизнес без границ
Галина КАТКОВА
Иностранный эксперт посетил в Костанае предприятия пищевой промышленности
Цель - помочь предпринимателям оптимизировать производство. Определить, где есть неэффективные затраты. Избавиться от них, а высвобожденные деньги направить на развитие и модернизацию. Это сегодня - важнее некуда. На недавнем продовольственном форуме в Астане соседи по Таможенному союзу откровенно перед Казахстаном играли бицепсами. А впереди еще осязаемо маячит ВТО. И никуда нам не деться от этого. Что нужно сделать, чтобы наши предприниматели могли вписаться в международный рынок? На эту тему и пограничные с ней корреспондент «НГ» побеседовал с доктором экономических наук, экспертом SES, немецкой Службы старших экспертов Харольдом ЮНГОМ.
Опыт, который Казахстану подходит
- Господин Юнг, как вы стали экспертом, в какой отрасли специализируетесь?
- Возраст у меня предпенсионный, финансовая ситуация позволяет мне прекратить работать. И чтобы время проходило с пользой, я решил войти в число экспертов SES. Это общественная организация, созданная по совместной инициативе Общегерманской ассоциации предпринимателей и государства. Во многих странах Европы есть похожие организации, объединяющие людей старшего возраста, специалистов, которые готовы помогать предпринимателям в других странах.
Я сам специалист по переработке мяса. Не теоретик. Сначала 20 лет я руководил мясоперерабатывающим предприятием в Восточной Германии, потом, после объединения, еще 20 лет в Западной. И так как у меня есть опыт перехода с централизованно-плановой экономики к рыночной, он может быть полезен Казахстану, который переживает похожий переход.
- На ваш взгляд, в чем самое главное отличие рыночного производства?
- В уровне ответственности персонала. Руководство, с одной стороны, больше доверяет работникам, но с другой - больше и требует. На западных предприятиях более «плоская» иерархия. Меньше уровней управления и больше ответственности на персонале. В Восточной Германии, например, от людей потребовались определенные усилия, чтобы адаптироваться к этим условиям. То же самое я наблюдаю сейчас в Казахстане.
- Надо же, а мы всегда склонны, сравнивая капитализм и социализм, начинать с разницы технологий, преимуществ оборудования.
- Нет, ключевой момент - именно ответственность сотрудников. У нас в Восточной Германии было отличное оборудование, технологии - особенно в мясопереработке, но это нам не помогало.
Отставание опасно для жизни
- В Костанае вы побывали на 4 предприятиях. Они близки к уровню, например, социалистической Восточной Германии той поры, когда вы там работали, то есть 30-40 лет назад?
- Еще нет. Особенно это касается гигиенических условий, условий труда персонала. Также еще очень неэффективны на них рабочие процессы. Я приехал, чтобы помочь компании «ПРЭКО «Консалтинг» выработать взгляд на то, как сегодня надо готовиться к соответствию международным стандартам и международным рыночным условиям.
- Вы посещали мелкие цеха или крупные фирмы?
- Я посетил предприятия, которые, по меркам Казахстана, считаются средними, а по меркам Германии очень маленькие. Кстати, укрупнение является ключевым моментом для снижения затрат.
- Наши предприниматели готовы совершенствоваться? Они понимают, что у них проблемы, и серьезные?
- В первую очередь я хотел бы сказать, что ваши предприниматели вызывают у меня большое уважение: в непонятной, нестабильной ситуации они пошли на риск создания производства. Взяли на себя ответственность за людей, создав рабочие места. Особенно это касается женщин, которые руководят предприятиями.
Но чувствуется недостаток опыта, знаний. Нужно обучать не только персонал, но и менеджеров предприятий... Когда не готов к инновациям, к модернизации, то в условиях рыночной экономики это опасно для жизни бизнеса, так как конкуренция постоянно усиливается. Причем конкурируют уже целые страны. Мы посещали ваши супермаркеты, и явно видно, что российские товары конкурируют с вашими.
Контроль для прицепа
- Харольд, а вы колбасу любите? Понравилась ли местная?
- Я пробовал... У нас, правда, в Европе совсем другие вкусы, но это, может, и хорошо. Сила глобализации не в том, что все на свете одного вкуса, а в многообразии. Я даже хотел бы призвать казахстанских производителей продуктов питания национальные традиции активнее воплощать в своей продукции, в том числе в ее визуальном оформлении. В любом европейском городе приходишь в супермаркет и не понимаешь, в какой стране находишься. Это печально. В Казахстане хоть буквы другие на упаковке...
- В Казахстане, господин Юнг, надо есть свежее натуральное мясо, пока оно не кончилось.
- Мы подошли к важному моменту. Очень хорошо, что вашим государством приняты программы для развития животноводства. Сейчас все переработчики жалуются на недостаток качественного сырья.
- Вопросы контроля за качеством производства и продажи продовольствия актуальны для Германии?
- Когда речь идет о продуктах питания, думаю, это актуально всюду. В Германии бывают судебные процессы, серьезные наказания, например, за реализацию продуктов с истекшим сроком годности, потому что это опасно опасно для здоровья человека. Я был в ваших супермаркетах. Мне в глаза бросилась неблагополучная ситуация со сроком годности продуктов. У нас ТВ постоянно за этим наблюдает: показывают магазины, где такое происходит, предпринимателей, которые это делают. Вообще независимая пресса - это еще и око потребителя.
В Германии несколько уровней контроля. Начнем с того, что кроме национального есть контроль со стороны Евросоюза. А в самой стране - ветеринарная служба, служба охраны здоровья населения, служба, которая следит за условиями труда, чтобы они полностью соответствовали требованиям. Кроме того, по закону предприниматель обязан вести самоконтроль и анализ рисков. Есть такая система - HACCР. Она подразумевает анализ всей производственной цепочки и выявление рисков, которые могут возникнуть на ее этапах, чтобы дальше контролировать процесс в точках, где эти риски достаточно высокие.
- Я показываю вам фотографию. Видите, человек без спецодежды выволакивает из грязного прицепа сырое мясо и тащит в магазин. Это делается изо дня в день совершенно открыто. Никто ничего не боится и не стесняется...
- Это стандартные проблемы для Казахстана, их очень срочно нужно решать.
- Возвращаясь к состоянию нашей мясопереработки, мы все время говорим о необходимости инвестиций. Но уважение к закону не требует денег. А разве не уважение к нормам и правилам прежде всего нужно, когда примеряешь на себя международные стандарты?
- В Германии есть закон о защите от инфекций. И в соответствии с этим законом все предприятия должны ежегодно проводить обучение тому, как производить безопасные продукты питания. Вашим, может быть, это надо делать даже чаще. Что касается уважения к закону без копейки денег, то вы не совсем правы. В прицепе мясо возить нельзя, значит, нужна специальная машина-рефрижератор, нужны деньги. И банки должны подключаться в плане финансирования, быть партнерами, потому что их сотрудники в конце концов тоже покупают мясо и колбасу.
Условия должны быть равными
- Не выходит из головы ситуация с нашими супермаркетами, где много просроченных продуктов. Мы знаем, что есть технологии, позволяющие из просроченного сыра сделать упакованную «свежую» нарезку, а на некоторых товарах специальной машинкой просто перебить даты... Интересно, господин Юнг, а вы верите тому, что написано на этикетках? Что продукт экологически чистый, без генно-модифицированной сои.
- Если говорить о тех предприятиях, где я работал, могу руку на отсечение дать, что там все, что стояло на этикетке - все соответствовало действительности. В других я не могу быть настолько уверен. Но у нас система контроля и самоконтроля предприятий построена так, что там этот риск снижен до минимума. Вот, например, упаковка молока - можно отследить, в какую смену она была произведена, от какого предприятия молоко поступило, соответственно можно дойти до производителя и выяснить все, вплоть до того, от каких коров оно надоено. Вся цепочка прослеживается до самого конца.
Еще о контроле. У нас в Европе, в условиях жесткой рыночной экономики, ситуация такая, что не только государственные органы контролируют качество продуктов, но и потребитель может продукт на анализ отдать. Торговые концерны могут это сделать, конкуренты.
- Я предыдущий вопрос задала потому, что думаю: тотальный кризис веры потребителя производителю может обесценить любые инвестиции. Человек уже не верит, что хорошее действительно хорошо: вкусно и полезно. И в итоге у хорошего нет преференций, оно продается так же, как плохое.
- Вот здесь как раз роль государства повышается. Его обязанность - создать равные условия для всех и тем самым выявить недобросовестную конкуренцию. Контроль должен быть для всех одинаков, чтобы определенные условия все предприятия вынуждены были соблюдать.
У нас, например, сертификация помогает предприятиям, которые соблюдают все условия требования. Они получают сертификаты, соответственно этим они уже выгодно отличаются от конкурентов.
- Вы продолжите сотрудничество с нашими предпринимателями?
- «ПРЭКО «Консалтинг» будет работать над тем, чтобы мои рекомендации внедрить на их предприятиях. Конечно, я хотел бы через год приехать посмотреть, что удалось сделать.
Фото Галины КАТКОВОЙ
Материалы номера