Поиск спарринг-партнера
Евгений ШИБАРШИН
Поскольку будущий состав Парламента должен формироваться на двух- или многопартийной основе, естественно возникает вопрос: какие партии реально могут претендовать на депутатские мандаты? Что касается «Нур Отана», то в ее доминировании мало кто сомневается. А кто еще? Главную интригу предстоящих выборов некоторые аналитики видят в том, на кого сделает ставку сегодняшняя власть. До очередных выборов мажилиса осталось чуть больше года, однако с «конструктивным партнером» «Нур Отана» в будущем составе законодательного органа еще не ясно.
Пробный шар от советника
Впрочем, советник президента по политическим вопросам Ермухамет ЕРТЫСБАЕВ пробный шар уже запустил. Он заявил, что на роль спарринг-партнера партии власти сейчас подходит союз «Атамекен». Свою точку зрения он обосновал в недавнем интервью газете «Литер»:
- Де-факто во взаимоотношениях Парламента и правительства в высших эшелонах власти сложилось (или складывается) некое подобие двухпартийной системы: помимо «Нур Отана» очень активную политику проводит «Атамекен», который лишь номинально не является политической партией, но на законодательном уровне, в нормативно-правовой плоскости и на ряде других участков проводит работу гораздо более важную и ответственную, чем десять зарегистрированных политических партий вместе взятых.
Советник главы государства считает, что именно эти две политические силы и могли бы основать ту самую двухпартийную систему, о которой мечтает Нурсултан Назарбаев.
- «Нур Отан» - центристская партия, консервативная в хорошем смысле, защищающая интересы крупного бизнеса, государственного аппарата, интеллигенции, пенсионеров, молодежи, государственной сферы. «Атамекен» рано или поздно станет партией малого и среднего бизнеса.
Что касается других партий, то Ертысбаев отводит им роль клубов по интересам, которым по причине своего карликового существования попасть во властные структуры будет нереально.
Подсказал советник и точку разногласий между названными социальными группами. Они могут стать объективной основой для возникновения парламентских дискуссий. Дескать, консервативный «Нур Отан» выступает «за роль государства в регулировании экономики, за активную социальную политику, за повышение налогов на богатых», «Атамекен» мог бы бороться «за снижение налогов на богатых, за улучшение бизнес-климата, за снижение роли государства в регулировании экономики».
Если судить по продуманности аргументации, вполне возможно, что мнение советника Назарбаева не только его личное. Правда, пока не очень ясно - понимают ли в президентской администрации, что сформированная там теоретическая модель сильно отличается от реального жизненного расклада?
Инструменты бюрократии
Начнем с самого главного. И партия «Нур Отан», и союз «Атамекен» создавались госбюрократией в качестве инструментов ее пропагандистского воздействия на общество. Властью с ними делиться никто не собирался. Поскольку процесс шел «сверху», объективно эти общественные формирования не являются в достаточной степени самостоятельными структурами, чтобы претендовать на выразителей интересов еще кого-то, кроме представителей «президентской вертикали». Они могут изучать потребности интеллигенции, пенсионеров, молодежи, малого и среднего бизнеса, систематизировать полученную информацию и отправлять своему руководству «для принятия мер», однако пока не способны перейти от декларирования своих намерений к более эффективным реальным действиям. Иначе невольно войдут в конфликт с теми, кто их создавал, лелеял, помогал административными ресурсами «сесть» на ветку представительной власти.
«Атамекен», казалось бы, отдален от прямого участия в политике, и у его штатных работников, постоянно участвующих в экспертизе законопроектов или круглых столах, могло сформироваться впечатление собственной общественной значимости. Но пусть они приведут примеры, когда успешно реализовали запросы не отдельных предпринимателей, а всего бизнес-сообщества. Судя по тому, что бизнесмены годами говорят об одних и тех же проблемах, таких случаев наберется немного. Тогда кто пойдет голосовать за «Атамекен»? Наемные работники, которым наобещают разных благ от заседательской суеты в Парламенте представителей их хозяев? Тут без активной раскрутки в СМИ не обойтись, да и административный ресурс тоже придется запускать на полную мощь.
Еще одно обстоятельство, с которым инициаторам поиска удобного спарринг-партнера наверняка придется считаться: 95% голосов за Назарбаева на недавних выборах не в полной мере отражают масштабы существующих в Казахстане протестных настроений. Поэтому вполне возможно, что власти пойдут на избрание в мажилис нескольких человек, представляющих оппозицию. Правда, не ценой внесения изменений в законодательство, предложенных партией «Азат» и рассчитанных на более активное использование оппозицией СМИ и «уличной демократии», а также усиление общественного контроля за работой избиркомов. На такие поправки власть вряд ли пойдет. Ну разве что внести малозначимые «конструктивные» поправки в закон о выборах, предлагаемых «народными коммунистами» из Костаная. Чтобы успокоить ОБСЕ и нейтрализовать возможные массовые акции протеста по итогам предстоящих выборов.
Фото из архива «НГ»
Материалы номера