Вера Глаголева, которая не мечтает
eg.ru, kpru
В дни празднования Великой Победы на ТВ был показан фильм «Одна война» - о судьбах русских женщин, родивших детей от оккупантов. Они были сосланы на ладожский остров, и на них стояло клеймо предательниц. Фильм поражает и драматизмом, и реалистичностью сюжета: недаром он, показанный впервые еще в прошлом году, был отобран Первым каналом для праздничной программы снова. Картину сняла Вера Глаголева, известная российская актриса, которая занялась режиссурой. Кстати, Глаголеву с полным правом можно назвать самородком - ни актерского, ни режиссерского образования у нее нет.
Тема взяла за душу
- После картины «Одна война» вы окончательно укрепились в мысли, что вы - режиссер? Можно сказать, что поменяли профессию?
- Да, я режиссер. Подтверждением тому многочисленные награды на различных кинофестивалях, признание зрителей. Картина далась с большим трудом. Шли к цели упорно, хотя все было против. Денег на производство не давали, хотя сценарий в минкульте считался лучшим. Потом просто чудом получили немного. Работу сделали практически на энтузиазме. Очень обидно, когда такой материал не поддерживается, и с каждым годом я убеждаюсь, что эту бюрократическую машину не свернуть. Вся нервотрепка, увы, связана не с творчеством, а с финансовыми проблемами.
- Почему тема, которую вы подняли в фильме «Одна война», оказалась вам так близка? Она хороша для участия в фестивалях или вас вдохновили личные жизненные впечатления?
- Нет, ничего личного. Про фестивали тоже не думали, просто эта тема берет за душу. Она необычна, нестандартна и понятна людям и в других странах тоже. Фильм просто пронизан любовью матерей к детям и учит состраданию.
- Жизнь вашей семьи какое-то время проходила между Россией и Америкой.
- Это было так давно и об этом так много написано. Средняя дочь Маша живет уже давно в России, она вышла здесь замуж, у нее трехлетний сын Кирюша, но ее постоянно «отправляют» в Америку, говорят, что нам с ней тяжело общаться. Все эти данные устарели, и, видно, что когда люди про такое пишут, они просто лезут в Интернет, где эти сведения уже давно не обновлялись. Еще раз хочу сказат:- мой ребенок уже около десяти лет живет в России.
- А Кирюшей назвали в честь вашего третьего мужа, предпринимателя Кирилла Шубского?
- Почему третьего-то? Был первый муж: Родион Нахапетов, известнейший человек, потрясающая личность, любящий и заботливый отец. Второй муж - Кирилл Шубский, замечательный, любимый, самый дорогой. И все.
- Не жалеете, что остались жить в России?
- Да нет, мы никогда и не говорили о том, что поедем жить в Америку. Не жалею, конечно, это мой собственный выбор.
- Сейчас время заботиться о судьбах Родины. Все продано, коррупция, последние остатки совести улетучиваются. Россия гибнет?
- Если ты каждый день видишь, что функционеры, чиновники занимаются только тем, что воруют, и слышишь про вопиющие факты этого и подтверждения этих фактов, то как к этому можно относиться? Получается, что моя Родина, страна заполнена людьми, которые хотят, чтоб развалилась она, что ли? И все время всплывают какие-то страшные истории, как воруют миллионы и никто за это не несет ответственности. Хорошо любить Родину и быть патриотом, но и страна должна соответствовать твоим чувствам!
Дочки-матери
- Вы как многодетная мать не волнуетесь за судьбу дочерей в стране победившего недокапитализма?
- Все-таки когда живешь, ты надеешься: что-то должно измениться. Главное, чтобы каждый был неравнодушен к судьбе своей страны.
- Что вы думаете про своих дочерей?
- Во-первых, дочери уже настолько выросли, 30 лет, это практически уже состоявшиеся личности. И одна, и другая, а третьей уже 18 лет. Они уже достигли чего-то, каких-то результатов, и меня это радует, как любую мать. Если твой ребенок работает чуть ли не 15-й сезон в Большом театре и выходит каждый день на его сцену, мне кажется, это для балерины наивысшее достижение. Старшая Анна снялась в картине «Одна война». Теперь она начинает свою другую историю как драматическая актриса.
- Вы, наверное, придирчиво смотрите на ее первые шаги в кино?
- Я-то, конечно, слежу, но Аня сознательно не советуется со мной. Я бы могла поделиться с ней своим большим опытом, что-то рассказать, как-то помочь, но ей это не нужно. Думаю, она полностью права. Самостоятельность и независимость в нашей жизни дорогого стоят... Мне иногда хочется сказать, чтобы она поправила какую-нибудь мелочь там и там, но я себя сдерживаю. Потому что она сама все сделает правильно. Потому что она - это не я.
- Может быть, это подсознательное желание защитить Анну от завистников? Ведь про вас в 80-е тоже говорили, что вы стали вхожи в кинематографические круги исключительно благодаря вашему первому мужу Родиону Нахапетову.
- Так говорили исключительно до того, как я снялась в фильме Анатолия Эфроса «В четверг и больше никогда». Потому что это уже была настолько высокая планка, что с помощью блата я ее бы не взяла. А вообще мне все равно, что говорят завистники. Пусть. Все это совершенно естественным образом проходит мимо меня, никак не задевая.
- А вы людей легко прощаете?
- Есть несколько вещей, которые я не терплю в человеке, - это хамство, жлобство и наглость. Все остальное можно пережить.
- Ни одна из дочерей не захотела носить именно вашу фамилию?
- А им и не предлагали. Зачем? У них же есть отцы, мало того, я не брала фамилии мужей. У Родиона замечательная фамилия, которую Аня и Маша должны достойно носить. С гордостью. И фамилию второго мужа - тоже. Студентка ВГИКа Настасья Шубская - тоже красиво.
«Живу сегодняшним днем»
- Вы где-то сказали: «Я не рвусь куда-то, не стараюсь чего-то добиться - все происходит само собой». Такие рассуждения наводят на мысль о богатом муже, о каких-то покровителях... Где вы, кстати, берете деньги на свои картины?
- Наверное, я такое сказала в начале 90-х, когда только начала заниматься режиссурой, тогда все складывалось само собой. Тогда не нужно было просить деньги, кого-то убеждать. Людям понравился сценарий - они вложили деньги. Все. Это я говорю про фильм «Сломанный свет». Сегодня никому ничего не нужно. И я понимаю, что это абсолютная стена, которую нужно пробивать или успокоиться вообще.
- Вы снимаете новый фильм под названием «Отомщу и забуду»?
- Нет, я сама удивляюсь, почему в Интернете так долго висит новость о том, что я буду делать эту ленту. В свое время я действительно собиралась, читала сценарий, он мне даже понравился - это очень милая комедия. Но это телекино, а мне теперь хочется снимать фильмы для больших экранов. Сейчас вынашиваю идею фильма по Тургеневу - пока не буду говорить, по какому произведению. Это моя давняя мечта.
- Ваши мечты вообще имеют свойство сбываться?
- Как интересно, никогда об этом всерьез не думала. Понимаете, я вообще человек не особо мечтательный. Даже какие-то планы не люблю строить - хоть на ближайшее время, хоть на самую отдаленную перспективу. Живу сегодняшним днем. И у меня все хорошо. Может быть, именно из-за того, что не предаюсь мечтам?
- К возрасту вы, надо полагать, относитесь спокойно, учитывая, что вся страна давно уже называет вас вечно молодой...
- Ох уж эти штампы и ярлыки. Конечно, я не вечно молодая. И я отдаю себе отчет в том, сколько мне лет... Но тут какая штука - к счастью, я в свое время поняла, что нужно всегда с достоинстовм принимать тот возраст, в котором находишься. Молодиться - это не для меня. Я знаю много женщин, моих ровесниц, которые до сих пор бегают с косичками. Я их ни в коем случае не осуждаю. Но сама быть похожей на них не хочу. Да, у меня уже большая часть жизни позади. Но ничего, в сущности, не изменилось.
- Внешний образ Веры Глаголевой - самый стабильный в мире. Сколько лет вы носите эту челку? С рождения?
- Челка к моему типу лица подходит больше всего. Я же смотрю на себя в зеркало и понимаю, что это мне идет.
Из биографии
Заслуженная артистка РФ Вера Глаголева родилась 31 января 1956 в Москве. До десяти лет вместе с семьей жила в Германии, где работали родители. В юности Глаголева увлекалась стрельбой из лука, стала мастером спорта и выступала за юношескую сборную столицы. В кино попала случайно: сразу после окончания школы в 1974 г. она успешно попробовалась на главную роль в фильме Родиона Нахапетова «На край света», впоследствии эта картина получила приз на кинофестивале в Любляне.
Несмотря на то, что актерского образования Глаголева так и не получила, это не помешало ей сыграть более 50 ролей в кино и телефильмах.
За роль в фильме «Выйти замуж за капитана» была признана лучшей актрисой 1986 года.
В 1990 г. актриса выступила в роли режиссера-постановщика фильма «Сломанный свет», за которым последовали фильмы «Заказ», «Чертово колесо», «Одна война».
Фото
Материалы номера