«Дрожжевые» лидеры

Евгений ШИБАРШИН

20 апреля президент Казахстана Нурсултан НАЗАРБАЕВ собрал в своей алматинской резиденции представителей крупного отечественного бизнеса. Речь шла о реализации новой правительственной программы «30 корпоративных лидеров Казахстана». Её суть заключается в концентрации инвестиций казахстанских предпринимателей на 30 проектах, призванных к 2015-му  году совершить прорыв экономики нашей республики в число наиболее развитых стран в мире. Если снять пропагандистскую завесу, то в словах главы государства, высказанных на этом совещании, есть много любопытного. Например, в тех, с которыми Назарбаев обратился к присутствующим бизнесменам при открытии совещания:

- Благодаря проведённым в стране реформам, моей постоянной личной поддержке в стране активно развивалась новая экономическая среда. Вы стали лидерами бизнеса благодаря реформам, стабильности и государственной поддержке. Такая поддержка была нужна, чтобы создать крупный бизнес, который мог бы конкурировать в мировом пространстве. Сейчас настал момент, которого я так ждал. Настала пора вам серьёзно поработать на  экономику страны, которая вас всех взрастила, полноценно подключиться к решению социальных проблем. И правительству пора серьёзно сотрудничать с отечественным бизнесом.

То, что в Казахстане сформировалась достаточно устойчивая группа лидеров бизнеса, имеющих миллиардные состояния, это неоспоримый факт. И действительно, кому как не им сегодня вкладывать свои капиталы в крупнейшие проекты отечественной экономики. Но тогда почему глава государства, заявляя на этом же совещании, что «за 15 лет независимости мы многое сделали, но, самое главное, создали новых казахстанцев, новую экономику и вырастили серьёзный бизнес», одновременно вынужден обращаться к патриотическим чувствам бизнесменов? Почему их надо обязательно собирать в кучу, в течение трёх часов проводить с ними «разъяснительную работу» по поводу того, кто они есть и откуда пошли, чтобы в конце этой «душещипательной» беседы те наконец-то выразили готовность выделить около $40 млрд.?

Ответ на эти вопросы надо искать не в наличии патриотических чувств или в отсутствии таковых, а в такой банальной сфере, как выгода. Не уверен крупный казахстанский бизнес, что деньги, вложенные в дорогостоящие проекты, вернутся к нему с процентами. Более того, они могут вообще раствориться в нашей действительности безвозвратно. Почему? Да потому,  что крупный капитал в Казахстане имеет очень специфическую природу своего происхождения. Как известно, он формировался на базе тех высокодоходных производств, которые по бросовым ценам были проданы определённому кругу лиц. Ничего бесследно в этом мире не проходит. Когда-то данное обстоятельство должно было заявить о себе негативными последствиями.

Такой момент как раз и замаячил на горизонте. Он связан с переходом высшей государственной власти в другие руки, который объективно неизбежен. Ведь процесс «прихватизации» не мог идти стихийно. Кто-то же его контролировал? Удивительно, но г-н Назарбаев, очевидно, сам того не ведая, утверждая, что большой бизнес Казахстана формировался именно под его личным патронажем, как раз в этом и признался. А раз это так, то некоторым представителям крупного бизнеса сейчас свои капиталы лучше хранить за рубежом. Хотя тут тоже есть проблемы - их вначале нужно «отмыть». Но так ведь для этого у нас и принимаются законы о легализации капитала и имущества.

Правда, есть ещё один способ предотвратить передел собственности. О нём тоже шла речь на упомянутом совещании. Слово «корпоративный» не зря упоминается в вышеназванной правительственной программе. Ибо спасение выращенной на дрожжах «царской ласки» казахстанской бизнес-элиты заключается в расширении круга собственников за счёт привлечения сбережений населения. Чем больше граждан вложит в их компании собственных средств, тем больше гарантий, что именно они помогут теперешним хозяевам защитить свой капитал от чьих-то попыток его отобрать. Даже если те будут прикрывать свои действия благородными словами о восстановлении социальной справедливости.

Но тут возникает вопрос: а разве нельзя было раньше не морочить голову гражданам ПИКами, и ещё в 90-х годах сделать их реальными сособственниками? Может быть, теперь «новых казахстанцев» было бы гораздо больше и никого не пришлось бы совсем не по-рыночному уговаривать делать очевидные вещи - вкладывать деньги в отечественную экономику?