«Пока не упал - надо работать»

Дилара АРОНОВА, sudba@ng.kz

Диктатура рынка сегодня не меньше, чем диктатура партии, считает Г. СОКОВ

В конце января в Костанае открылись сразу три персональных выставки художника Георгия СОКОВА. «Жизнь, мысли, чувства», «Старый Костанай» и «Щедрая палитра» представлены специально к 70-летию художника и свидетельствуют: мэтр живописи продолжает активно работать и не изменяет ни своей творческой манере, ни своим убеждениям.  


Без «сладеньких» пейзажев

- Георгий Михайлович, три выставки - колоссальный труд. Долго готовились?
- Месяца четыре или пять. Систематизировал картины, приводил в порядок, оформлял, там, где требовалось оформление, рамы заказывал. В общем, готовился.  16 «Базаров» (серия живописных работ «Костанайские базары», разрабатывается художником более 30 лет - «НГ») выставил в музее, около 90 работ в галерее и 24 - в библиотеке.

 - А есть  среди них свежие работы?
- Да, некоторые из них я написал даже в январе 2011 года, непосредственно перед открытием выставок. Но большинство представленных - все же прошлых лет. Поэтому полки в моей мастерской пока выглядят такими обедневшими.

- Ваша мастерская - это отдельный разговор. Вы работаете здесь уже больше 20  лет. Но если раньше вы занимали всю площадь, то теперь часть сдаете в аренду.  Вам хватает оставшегося места?
- Это решение я принял не впопыхах и не просто так. Когда объем работы и объем заказов был больше, мне требовалось больше места для работы. Например, когда заказывалась большая мозаика, то ее раскладывали прямо в большой комнате. Привлекалась группа художников, требовалось много места. Теперь заказов меньше, мне вполне хватает маленькой комнаты, вторую часть я сдаю в аренду художественному салону. Я считаю, что это - рациональное использование пространства, ну и, конечно, дополнительный доход.

-  А что составляет доход художника сегодня?
- Здесь необходима параллель с прошлым, потому что все зависит от востребованности художника, а сейчас смысл, вкладываемый в само понятие «востребованность», несколько изменился. Если в советское время работа организовывалась централизованно: в мастерские  Союза художников поступали заказы от властей и эти заказы оплачивались государством, то  с распадом СССР художники оказались на распутье. Чтобы прокормить себя, им нужно либо выбирать иной род деятельности, либо подстроиться под рынок. И диктатура рынка сегодня ничуть не меньше, чем диктатура партии. Сейчас востребованы прикладные виды искусства и жанры довольно специфичные, поэтому художник должен либо уступить и принять далеко не самые удачные идеи заказчика, либо убедить его в своей правоте И то, и другое, поверьте,  очень сложно. Поэтому многие и ушли из станковой живописи в дизайн. Лично я для себя выбрал преподавание. Отлично нахожу общий язык со студентами. Мне самому с ними очень интересно. Я преподаю живопись и рисунок.

- То есть на заказ вы совсем не рисуете?
- Рисую, если мне это интересно. Конечно, я могу рисовать «сладенькие пейзажи» и этим зарабатывать, но зачем? Я считаю, что художник должен делать только то, что его удовлетворяет и устраивает, только тогда у него что-то может получиться.

 - А что определяет «интересность» темы?
- Полагаюсь только на внутренние ощущения. Нравится мне, например, рисовать базары, и 32 года я уже этим занимаюсь. И говорили мне: да зачем тебе эти рынки, торговцы, посмотри лучше на степи. Я же всегда считал и до сих пор считаю, что главное - это оставаться верным себе. А степи сейчас и без меня много кто пишет.  

 

Беда не только Костаная

- Что любят писать казахстанские художники?
- Декоративность очень любят. Многие художники сейчас уходят к  казахской национальной теме. Степи, лошади, юрты. Это неплохо, это нужно. Но иногда все же бывает перебор этой тематики. В оформлении зданий сейчас преобладают новые отделочные материалы. Это тоже хорошо, это развивает, но ведь и здесь не надо уходить к крайностям.

- Например, сносить кинотеатр?
- Кинотеатр - это тайна за семью печатями. Хозяин - барин. Кто купил, тот и решает сносить или не сносить. Но как здание лишили статуса объекта культуры и разрешили его снос - непонятно. А жаль, таких зданий во всем Союзе было немного.

- А вы не думаете, что нашему городу не хватает руки художника?
- Здесь все неоднозначно... С одной стороны, город становится лучше, чище. Строится множество объектов, город развивается. А с другой - появляется безликость. Отремонтировали театр. Очень хорошо сделали, красиво,  дизайнер хорошо поработал. А работы художника там нет, и уже нет индивидуальности. Или бронзовые фигуры на Байтурсынова. К чему они? Кто их автор? Наши местные скульпторы могли бы выполнить эту работу лучше, оригинальнее, самобытнее. Но опять неоднозначность: где бы мы взяли столько бронзы, кто бы на нее тратился? Сегодня это беда не только Костаная, такая ситуация во всех городах Казахстана.

- Искусство Казахстана развивается?
- Искусство Казахстана имеет хорошую советскую школу, эта школа помогает развиваться. Но есть один момент, который, как мне кажется, можно было бы заимствовать из практики прошлого. Когда работа художников была организована централизованно, мы знали, что готовим работу, но в то же время мы рискуем. Рискуем, что работа может не пройти комиссию по распределению, может быть не принята художественным советом. Это ощущение риска создавало почву для развития и сохранения профессионализма. Уровень профессионализма не только сохранялся, он поднимался с каждым разом все выше и выше. Союз художников был мощнейшей организацией. Он объединял художников, организовывал работу, ну и, конечно, поддерживал художников. Ну а сейчас, откровенно говоря, Союз художников - это одно название. Каждый сам покупает себе материал для работы, сам ищет способ заработка. Все-таки наше государство еще очень молодое, а культура - это такая зыбкая и изменчивая отрасль. Наверное, должно пройти какое-то время, должны быть налажены свои принципы работы, чтобы запустился такой же, непрерывно работающий, механизм, как при Союзе. Когда искусство и государство могли сотрудничать взаимовыгодно.

 

О личном

- Вы проработали в сфере искусства всю жизнь. Бывает, что художник семье предпочитает творчество? Как ваша семья относится к вашей постоянной  занятости?
- В этом плане мне очень повезло. Моя жена хоть и не художник, но отлично меня понимает. Она создала в семье идеальные для меня условия. А это трудная наука, требующая большой мудрости. Я рисую, занимаюсь своим делом и меня понимают, и я огражден от разных бытовых проблем. Семья - это тыл, и в тылу я чувствую колоссальную поддержку. С женой мы живем уже 45 лет, дай Бог еще 5 лет и справим золотую свадьбу.

- Месяц назад вы справили 70-летний юбилей. Не чувствуете, что уже пора на пенсию?
- Официально я давно уже на пенсии. А то, что я сейчас разменял восьмой десяток... Конечно, не могу этого не замечать. И было бы враньем говорить, что чувствую себя таким же бодрым, как в 35 лет. Враньем были бы и высказывания, что возраст добавил мне спеси, значительности в собственных глазах. Я ведь художник, человек мастеровой. Знаете, в чем вся соль и вся прелесть художничества? В том, что ты одновременно и выдумщик, и ремесленник. Ты должен не только придумать идею, но и трудиться для ее воплощения. Разве я могу променять это на сидение дома и ежедневный просмотр телевизора? Самый главный принцип, которому я всегда старался следовать - быть преданным самому себе, делать только то, что тебе интересно. Я продолжаю работать. И буду работать всегда, до последнего. Может быть, мои картины не будут востребованы, все равно буду рисовать. Пока не упал - надо работать.