Рудненский «Конь» хочет в столицу

«Кошка» - одно из любимых творений Серикжана. Каких только кошек он не творил в своей жизни!

Дилара АРОНОВА, sudba@ng.kz
Николай СОЛОВЬЕВ (фото)

Серикжан ИЩАНОВ мечтает поставить свою скульптуру на площади Астаны

Когда-то рудненский самородок, скульптор Серикжан Ищанов стал открытием казахстанского искусства. Фигуры из меди и дерева поражали своей оригинальностью.  Его работы выставлялись в Костанае, Алматы, Астане и даже в Москве. Затем какое-то время о Серикжане не было слышно, и вот он снова заявляет о себе, говоря о своем желании поставить скульптуру «Конь» на площади в Астане...

- Серикжан, почему именно «Конь» и именно в Астане? Как появилась такая идея?

- Автор этой идеи - мой хороший друг москвич Андрей Косов. Он бизнесмен, но очень интересуется искусством. Именно ему пришло в голову, что было бы неплохо сделать монументальную скульптуру и поставить ее в столице, потому что это подняло бы мой статус скульптора на новый уровень... «Конь» - моя любимая работа, он изящен, красив и будет очень органично смотреться в садово-парковом варианте, поэтому я выбрал именно его. Я собираюсь изготовить его высотой 8 м из меди специально для площади. Все скульптуры, стоящие в Астане, выполнены в классических традициях, все мотивы навеяны историей Казахстана, а ведь это столица, куда съезжаются гости со всего мира. И что они видят? Что Казахстан живет прошлым, что персонажи скульптур - баи и бии. И что в столице совсем нет современного искусства. Я специально исследовал все объекты культуры  Астаны и этот факт мне очень не понравился.  Мой «Конь» прекрасно бы разбавил эту классику. В прошлом году я отправил письмо на имя акима Астаны Имангали Тасмагамбетова с просьбой принять в дар для города мою скульптуру и поставить ее в центре города. Письмо было перенаправлено в столичное управление архитектуры, где мне сообщили, что для «Коня» отвели место на окраине города. На такое предложение я не согласился.

- Но почему? Это не соответствовало вашим амбициям?

- Да, я действительно считаю, что эта работа очень хороша и достойна того, чтобы стоять не только в Астане, но даже в Москве или Париже.

- Вам не кажется, что начать можно с малого и постепенно развиваться: поставить скульптуру сначала в Рудном, потом в Костанае, затем продвигаться в Астану и Москву?

-  У меня немного другая точка зрения. Я считаю, что все предопределено. И каждая скульптура создана для «своего» города. У нее стиль и дух того населенного пункта, в котором ей предстоит жить. Пока моими руками еще не создана «рудненская» скульптура. Хотя в будущем я, конечно, планирую  создать что-то для родного города. А поставить скульптуру в Костанае я уже пытался, и моя попытка не увенчалась успехом. Конкретного ответа от властей областного центра я так и не услышал. А вот в «Коня» я верю. И верю, что он, рано или поздно, «поселится» в Астане. Когда я буду знать, что проект окончательно утвердится, я приступлю к изготовлению восьмиметрового «Коня».

- Вы производите впечатление человека очень амбициозного.

- Возможно, это и так. Но ведь какой скульптор не мечтает о том, чтобы его работы знал весь мир? Тем более что я отдал искусству слишком многое, чтобы не ожидать чего-то  взамен.

- Многое - это стабильный доход, которого зачастую лишены художники?

- Да, это тоже, но не только это. Я остался верен искусству, несмотря ни на что. Когда-то в Рудном было очень много творческих людей, интересных, талантливых, полных идей и планов. Рудный даже называли аномальной зоной. В самом лестном для творческих людей смысле. Но кризисы, проблемы сломили их, и они ушли кто куда. Многие занимаются  сегодня чем угодно, только не творчеством. Я тоже одно время хотел последовать их примеру. Когда нет заказов, нет денег, хочется бросить все и найти какую-нибудь «нормальную» работу. Жить, семью строить, наконец. Тогда я как-то удержался, работал, вырезал фигуры и постепенно заказы стали появляться. Но деньги не единственное, что волнует художника. Мне пришлось сделать выбор между семьей и творчеством, я выбрал творчество. Моя жена - замечательный человек, и все время, что мы жили вместе, она меня во всем поддерживала и помогала мне. Просто я оказался больше скульптором, чем семьянином. Многие меня потом осуждали.  Жена с сыном уехали в Костанай.

- Деньги вас мало интересуют. А регалии, признание? Звание лаурета премий и призера конкурсов имеют для вас значение?

- Не имеют. Бывает, смотрю на дипломы и думаю: «А зачем мне это нужно, разве это что-то доказывает?». Все это настолько зыбко и незначительно. Я стараюсь не добиваться званий, а радовать людей. Гораздо большую радость я получаю, видя, как людям нравятся мои скульптуры. Был интересный случай на выставке в Алматы. Женщина стояла и гладила мою скульптуру «Кошка», а потом посмотрела, улыбнулась и сказала: «Вот настоящих кошек вообще не люблю, а скульптуру гладила и гладила бы». Такие моменты - радость для художника.

- Вы не выставлялись уже достаточно давно, можем ли мы ожидать в ближайшее время увидеть ваши новые работы?

- Мне сейчас не хочется никаких выставок. Я делаю скульптуры на заказ и параллельно ищу себя. Читаю литературу.  Но сейчас учусь смотреть на мир философским взглядом, радоваться каждой мелочи. Пытаюсь полюбить неопределенность. Тем более что искусство сейчас мало кому интересно...

- То есть вы считаете, что интерес к искусству в Казахстане совсем слабый?

- Увы. В Москве на выставку приходит в два раза больше людей, чем где-либо в Казахстане. И это связано не только с тем, что население Москвы равно населению Казахстана. Там люди рассматривают скульптуры с гораздо большим интересом, обсуждают что-то. Когда возвращаешься на родину, грустно видеть, что у нас все совсем не так.

- А может дело в самих людях искусства и их неумении донести свою идею?

- Нет, думаю, что как это ни грустно, дело в обществе. В том, что основным приоритетом для подавляющего большинства казахстанцев остаются деньги, а не эстетическая сторона жизни.

- Где сейчас можно увидеть ваши скульптуры?

- Может быть, это звучит смешно, но я даже не знаю о судьбе некоторых своих скульптур. Например, 4 работы стояли в галерее в Алматы, но галерея закрылась, и что стало со скульптурами, я даже знаю. И об этом даже не жалею. Ведь я могу воспроизвести их еще вновь и вновь. А так, я знаю, что «Верблюд» стоит в Москве, несколько скульптур в Астанинской, Алматинской и нашей Костанайской галереях. Также многие работы куплены коллекционерами.

- Вы считаете, что уже можете ответить на вопрос, что нужно сделать, чтобы стать хорошим скульптором?

- Наверное, когда поставят «Коня» в Астане, смогу ответить. Я в этом деле более 20 лет, создал более 50 скульптур и все равно считаю, что мне есть куда стремиться.  Я хочу стать скульптором-универсалом, работать с разными материалами, освоить мрамор, освоить натуралистичный стиль. Скульптору нужно много и упорно работать. И все-таки я считаю, что нужен талант. В людском понимании художник - это человек в берете, в шарфе, задумчивый и грустный, живущий не в мире, а параллельно ему. А на самом деле, это человек, в котором заложен талант и упорство, если не сказать упертость. И этот талант - развивать вопреки всему.

Досье

Ищанов Серикжан Аманжолович.

Родился 24.03. 1966 г. в Рудном, в рабочей семье.

Окончил Рудненское техническое училище в 1984 году, по специальности сварщик

Лауреат премии «Казына» Клуба меценатов - 2001, лауреат премии международной ассоциации «Мир через культуру» - 1995, призер международного фестиваля архитектуры и дизайна интерьера «Под крышей дома - 2003».

Разведен, имеет сына.