Все о проверках для обеих сторон

Теперь для проверок любых ведомств есть единый закон

Галина КАТКОВА

Новый закон четко прописывает приоритет профилактики, а не наказания

6 января 2011 года президент подписал Закон РК  «О государственном контроле и надзоре» № 377-IV ЗРК, который уже вступил в силу. Он устанавливает единые подходы для всех уполномоченных органов к организации и проведению проверок, некоторые исключения сделаны только для налоговиков. Как ни странно, предприниматели о законе, который с полным правом можно назвать долгожданным, пока мало знают. О самых принципиальных его моментах «НГ» попросила рассказать тех, кто документ сейчас внимательно изучает - директора Ассоциации содействия предпринимательской деятельности в Костанайской области Петра СУХИНИНА и советника директора АСПреДКО по правовым вопросам и связям с общественностью Анатолия ТИХАНОВСКОГО.

Идеология - новая

- О необходимости такого закона давно говорили. Он вышел - и воспринимается как неожиданность. С чем это связано?

Петр Сухинин: - Еще в 2008-2009 годах, когда президент вводил полуторагодовой мораторий на проверки субъектов МСБ из-за совершеннейшей коррумпированности организации этого дела, мы и наши коллеги из других областей предлагали высшему руководству станы и парламентариям вообще отказаться от ведомственных правовых актов насчет контроля. Ведь их - сотни. Предлагали разработать закон о проверках как форме контроля, которым бы обязали руководствоваться все уполномоченные органы единообразно. Нас не послушали, в июле 2009 года приняли лишь поправки в ведомственные нормативно-правовые акты, существенно ограничив произвол. Главное, чего мы тогда добились: все уполномоченные органы с 1 сентября 2009 года обязаны были строить работу по проверкам согласно Закону РК «О частном предпринимательстве».

Но до конца вопрос не был решен. И, надо признать, мы уже потеряли надежду, что когда-то это произойдет. Вот поэтому подписание президентом единого для всех закона и стало  почти неожиданностью. Теперь дело за правоприменительной практикой. И мы относимся  к этому с настороженностью. Знаем, у нас чаще всего даже при хороших законах бал правит все-таки не законность, а целесообразность, причем сиюминутная.

- Можете назвать самые важные статьи нового закона?  

Анатолий Тихановский: - Несколько слов о его общей «идеологии». Введены совершенно новые принципы организации контроля и надзора. Ну, например, статьей 4 вводится принцип поощрения добросовестных субъектов бизнеса и сосредоточения контроля на нарушителях. До сих пор проверяющим нужна была только галочка по выявленным нарушениям, как показатель усердия в работе. Также введен принцип повышения способности проверяемых субъектов  к самостоятельной защите своих законных прав. Государство озаботилось тем, чтобы каждый предприниматель обладал достаточными правовыми знаниями  - и для работы без ошибок и нарушений, и для квалифицированной, грамотной, законной защиты от произвола. Ну и еще раз недвусмысленно подтвержден приоритет предупреждения нарушения перед наказанием за него, презумпция добросовестности предпринимателя.

Если анализировать постатейно, то за основу взяты те новшества, ограничивающие произвол при проверках, которые были заложены в Законе РК «О частном предпринимательстве». Но теперь они расширены и - главное - уточнены.

Даны понятия собственно контроля и надзора. Введены для уполномоченных органов понятия внутреннего и внешнего контроля. Четко расписаны критерии оценки степеней риска субъектов для составления планов проверок на год. Не просто упоминается проверочный лист, как ранее, а отдельной статьей 15 раскрывается понятие этого документа.

Именно в этом законе дан исчерпывающий порядок отбора образцов продукции для экспертизы, что ранее санэпидслужба делала согласно своим ведомственным инструкциям. Категорически запрещена выемка при проверках подлинных бухгалтерских документов предприятия, чем ранее грешили все подряд. И еще. Если проверяющий решил своими полномочиями, как он их понимает, наложить какие-то ограничения или запреты на проверяемом субъекте, что до сих пор делалось запросто и с ходу, то теперь статья 25 закона обязывает его письменно и, естественно, мотивированно известить об этом территориального прокурора.

Много чего введено, но все это надо еще тщательно изучать, анализировать, примеривать к практике, а на это нужно время. Мы сейчас как раз этими вопросами и занимаемся.

Сухинин: - Все это, безусловно, поможет наладить нормальные взаимоотношения, если все стороны с должным пониманием отнесутся к реализации этого закона на практике. И есть основания думать, что так и будет. Сейчас областная и костанайская городская прокуратуры, финполиция, областной налоговый комитет идут на сотрудничество и сами предлагают по-новому строить отношения. От АСПреДКО и я,  и Тихановский входим в мобильные группы, например, прокуратуры. И теперь положения нового закона будут в этой совместной работе приоритетными.

Написанное - выполнять!

- Из нового закона наконец ясно, кто и что может делать при проверках, а что строго воспрещено?

Тихановский: - Скажем так - теперь это прописано достаточно ясно для всех сторон. Важно написанное исполнять и не искать лазеек для обхода. Указано в ст. 4, что госорганам запрещено принимать ведомственные подзаконные акты по вопросам проверок, что перекликается со статьей 37-1 Закона РК «О частном предпринимательстве», где прямо сказано, что предметом проверки может служить только исполнение субъектами требований законов и постановлений правительства РК. Что здесь может быть непонятного? Но ведь до сих пор некоторые службы, не перестроившись, пытаются «качать права» по старым ведомственным правилам.                    Еще раз ст. 18 закона подтверждено, что регистрация акта о назначении проверок в органах правовой статистики не есть подтверждение законности назначения проверки. Это лишь фиксация акта. Кстати сказать, в определенных ситуациях это как раз может являться «уликой» проведения незаконной проверки... Что здесь непонятного? Но у нас и до сих пор чиновник, приходя с проверкой явно «натянутого» характера, в первую очередь указывает на штамп о регистрации и считает себя при этом неприкасаемым. Указано четко и ясно в ст. 21 закона, что отобранные для исследования образцы продукции должны быть укомплектованы, упакованы и опломбированы. У нас же до сих пор все упрощено до примитива, санслужба так и не имеет для работы термоконтейнеров, и никогда их не имела даже в городе, не говоря уж о сельской местности. Указано в ст. 28, что субъекту дается право на обжалование результатов проверки в вышестоящем органе и срок реагирования и дачи ответа не должен превышать 10 рабочих дней. Это же ранее указывалось в ст. 40-2 Закона РК «О частном предпринимательстве». И если этот срок не соблюден, то жалоба считается удовлетворенной в пользу заявителя автоматически. Что здесь и кому неясно? Однако до сих пор  нередко ведомства игнорируют эту норму и заявляют о 30 днях реагирования, которые даются законом о работе с письмами и жалобами граждан... Ну и так далее, можно продолжать до бесконечности.

- Что в таком случае можете посоветовать предпринимателям?

Сухинин: - Изучить закон. Самим исполнять в точности действующее законодательство. И занимать твердую, наступательную позицию, основанную на этом и на знании своих прав.

Фото из архива «НГ»