Возможность для маневра

В бюджете 2011 года депутаты областного маслихата согласились с приоритетами, выбранными акимом области

Евгений ШИБАРШИН

Есть ли она у местной власти при подготовке бюджета?

Закончились предусмотренные законодательством отчеты перед населением акимов городов и районов об итогах социально-экономического развития подведомственных им территорий в 2010 году. На 9 февраля запланирован аналогичный доклад акима Костанайской области Сергея Кулагина, тезисы которого уже опубликованы. Принят и многомиллиардный местный бюджет на 2011-й год - инструмент, с помощью которого хозяйствует местная власть. Насколько эффективно его используют для решения наболевших социальных проблем?

Замедленная реакция

Определенная схема финансового реагирования на возникающие проблемы в регионах уже выработалась. Другое дело, что реакция бывает настолько замедленной, что невольно возникает ощущение, что властям наплевать на нужды опекаемых ими граждан. Даже когда возникает чрезвычайная ситуация.

...Еще вначале 2000-х годов размыло плотину на водохранилище, обеспечивающем водой Житикару, а средства на ее реконструкцию выделили только сейчас. И то пока только на разработку проектно-сметной документации. Куда в таких случаях смотрят депутаты, утверждающие на своих сессиях местный бюджет?

Председатель бюджетной комиссии маслихата Костанайской области Насыр АЛАШБАЕВ говорит, что подобные примеры не единичны, решение таких проблем требует больших финансовых затрат, поэтому нужно время, чтобы эти средства найти. Чаще их по инициативе руководства области выделяют из республиканского бюджета в виде целевых трансфертов.

Правда, есть примеры и более оперативного реагирования. Депутат напомнил, что аким области Сергей Кулагин вовремя смог убедить правительство в необходимости выделения средств на компенсацию затрат при покупке природного газа, связанных с увеличением его стоимости. В результате этой меры уже второй отопительный сезон в регионе удается сдерживать рост тарифов на горячую воду и тепло.

Что касается возможностей местной власти для финансового маневра в пределах бюджета, то они из года в год растут, уверен депутат. Бюджетные расходы Костанайской области в 2010 году выросли в 10 раз по сравнению с 2000 г. Хотя при этом инфляция тоже не стояла на месте, «съедая» значительную часть прибавки. В бюджете 2011 года относительно 2010-го по многим статьям есть рост, но он запланирован только исходя из прогнозируемого уровня инфляции.

Есть тут и еще одна очень серьезная проблема. Дело в том, что сегодня большая часть местной казны - это целевые трансферты из республиканского бюджета. Согласно главному финансовому плану Костанайской области на 2011-й год, эти поступления составят более 70 млрд тенге, в то время как доходы от местных налогов - около 5 млрд. Учитывая, что республиканские средства идут в основном в рамках реализации государственных программ, то приоритеты выбирает правительство, а местной власти остается только организовывать соответствующие заявки, а затем осваивать выделенные «сверху» деньги.

В чем-то задача акиматов облегчилась. Но тут возникли проблемы другого плана. «Воткнуться» в эту систему с заявкой на финансово емкое решение местного вопроса оказалось почти невозможным. При том, что деньги из республиканского бюджета иногда шли на такие мероприятия, которые в регионах «переварить» не могли.

Яркий пример тому - покупка медицинского оборудования, для использования которого не было не только соответствующих кадров, но зачастую даже элементарных технических условий. Достаточно вспомнить историю с покупкой дорогостоящего стоматологического оборудования для Наурзумской ЦРБ. Из-за отсутствия специалистов несколько лет его даже не распаковывали. И это при условии, что на решение других, «кричащих», вопросов денег не было. Например, не хватало средств на гарантированное бесплатное лечение, на нормальное питание в больницах, да и уровень зарплаты медработников далеко не способствовал лучшему обслуживанию.

«Центр» сменил приоритеты?

Если в медицину и образование деньги все-таки шли, и немалые, то другие продолжали влачить жалкое существование. И. о. директора ГКП «Костанай-Су» Казбек ШАЛАБАЕВ говорит, что они каждый год составляли заявки на выделение бюджетных средств на ремонт оборудования и водопроводных сетей, но получали крохи. На устранение аварий. В итоге вся система водопроводного хозяйства оказалась на грани разрушения. В подобной ситуации находятся и другие города. И только с прошлого года, через государственную программу «Дорожная карта», водники наконец-то получили возможность проводить крупные ремонтные работы. А в бюджете 2011 года на развитие системы водоснабжения и коммунального хозяйства областного центра уже запланировано около 1 млрд тенге, которые будут перечислены республиканским и областным целевыми трансфертами.

- Мы сможем выполнить половину работ по реконструкции всей системы подачи в Костанай воды из месторождений подземных вод, проведем реконструкцию водовода села Дружба, построим и отремонтируем две нитки канализационного коллектора, - надеется Шалабаев. - Запуск дополнительных скважин позволит обеспечить водой из подземных источников в зимнее время на 100%, летом - примерно на 75%.

Правда, это еще не означает, что костанайцы начнут пить более чистую воду. Не позволит состояние разводящих водопроводных сетей. Но и здесь, по словам Шалабаева, что-то сдвинулось. В рамках государственной программы «Ак булак» в Костанайской области (кроме Рудного) уже в 2011 году предполагается начать изучение состояния системы водоснабжения для подготовки соответствующей документации по ее модернизации.

Есть аналогичная проблема и в жилищной сфере. Речь идет о капитальном ремонте многоквартирных домов, где квартиры находятся в частном владении. О том, что доходы собственников жилых помещений не позволяют поддерживать эти дома в нормальном состоянии, говорят и пишут давно. Власти еще несколько лет назад провели инвентаризацию жилья, но только сейчас глава государства сообщил, что будет государственная программа, предусматривающая механизм финансирования капитального ремонта многоэтажек. Определенная доля в расходах ляжет на бюджет. Президент РК во время выступления с очередным Посланием народу Казахстана заявил, что эта проблема раньше не решалась, потому что у государства не хватало денег.

Как «усмирить» недовольных?

Откуда в Казахстане появились средства сразу же после «преодоления последствий» мирового финансового кризиса, сказать сложно. Но факт остается фактом: появились средства не только на решение таких «бородатых» проблем, как состояние ЖКХ, но даже на покупку оборудования для детей-инвалидов, обучающихся на дому, а также опекунам (попечителям) на содержание детей, оставшихся без родителей.

По информации начальника отдела управления образования акимата Костанайской области Гульнары АМРЕНОВОЙ, в бюджете 2011 года предусмотрено около 61 млн тенге на приобретение оборудования и соответствующих программ для обучения 101 ребенка. Она сообщила, что эти дети отобраны на основании решения психологов, врачей и педагогов по 6 категориям инвалидности. Они уже проходят обучение на дому с закрепленными за ними педагогами, но теперь этому процессу будет помогать техника.

Руководитель общественного объединения «Радуга» Наталья КОЛОСКОВА говорит, что их организация еще 9 лет назад начала заниматься с этой категорией детей. Но тогда их финансировали международные организации. Они не раз обращались за помощью к государству, однако поддержки тогда не нашли. Сейчас есть закон о социальном госзаказе, который эту проблему вроде бы должен решить. Однако на деле столько препонов, что нормально работать невозможно.

Акимат Костанайской области из года в год увеличивает финансирование социально значимых проектов, реализуемых НПО. Если в прошлом году в бюджете для этих целей планировалось 56 893 000, то на 2011-й уже «заложено» 82 766 000. Они предназначены на расходы по 46 лотам, определенным управлениями областного акимата. Но, по мнению Натальи Колосковой, условия конкурса таковы, что некоторые НПО в них участвовать не могут. Они способны профессионально оказывать запрашиваемые социальные услуги, но не имеют для этого нужного оборудования и помещений. Своих денег на его приобретение нет, а бюджетные средства использовать для этой цели законодательство не позволяет.

По официальным данным, сейчас в области 2201 ребенок-инвалид, и для их социального сопровождения возможностей родителей явно не хватает.

- Государство считает нерентабельным открывать для них какие-то учреждения, - говорит Колоскова. - Эту миссию могли бы взять на себя НПО. Но получается, что и государство этим не занимается, и нам не дает.

Финансирование вышеназванных проектов можно было бы считать началом перемен. Но в том-то и дело, что сдвиг произошел не потому, что граждане давно об этом просили и у государства появились дополнительные средства. Причина в том, что Казахстан наконец-то ратифицировал международную конвенцию о правах граждан с ограниченными физическими возможностями. Правда, и здесь ратификацию можно привязать к наличию средств, позволяющих реализовать международные обязательства. Так ведь известно, что деньги у государства были, но тратились они на другие цели. Иногда - с сомнительной ценностью для общества.

Аналогичная модель просматривается и на региональном уровне. Тут нет нужды в ратификации международных конвенций, но есть потребность вложить большие деньги в обустройство административной части города, а решение социальных проблем отложить на «потом». Или взвалить на плечи республиканского бюджета. Проблема в выборе приоритетов. И для маневра местная власть имеет возможность. Тут все зависит об их информированности о реальной обстановке. Акимы часто повторяют, что хорошо знают обстановку. Ссылаются на информацию из местной прессы, на встречи с гражданами во время приема и на сходах, а также на свои поездки по предприятиям и учреждениям. Было бы неплохо, если бы они свои выводы еще апробировали на ежегодных отчетах перед населением. Да не с той ее частью, которая безмолвна или поет им дифирамбы, а с той, что критически оценивает их достижения. Все довольны никогда не будут. Но тогда нужно убедить недовольных, что поставленные ими проблемы либо надуманны, либо реально начнут решаться в четко обозначенные сроки.

Фото Николая СОЛОВЬЕВА

Часть возросшего бюджета была поглощена инфляцией 

ОПРОС

Решение каких проблем нужно определить в качестве приоритетных в местном бюджете?

Насыр АЛАШБАЕВ, председатель бюджетной комиссии маслихата Костанайской области:

- У нас мало выделяется средств на газификацию сел. Будут там газ и водопровод - начнет закрепляться молодежь. Иначе мы не выполним программу по развитию животноводства. Работать на современном тракторе или комбайне, конечно, хорошо, но нужны и нормальные бытовые условия. Руководители сельских ТОО пытаются решать эти проблемы, но наших возможностей без поддержки государства не хватит. Еще одна проблема - плохое состояние дорог между селами. Многое сделано для ремонта улиц в Костанае и дорог между областным и районными центрами, теперь пришла пора взяться и за сельские дороги.

Жумагали АРЫСТАН, генеральный директор ТОО «Алгабас»:

- Не знаю, будет ли мое мнение ответом на поставленный вопрос, но будучи предпринимателем я больше заинтересован в том, чтобы местные власти предусмотрели в бюджете механизм заинтересованности предпринимателей в развитии своего бизнеса. Так, чтобы предприниматель получал больше доходов, а бюджет - больше налоговых поступлений. Потому что в разговоре о бюджете нужно думать не только о том, на что лучше истратить деньги, но и где их взять, и кто будет пополнять бюджет.

Алма ДОЩАНОВА, директор Костанайского политехнического колледжа, кандидат экономических наук:

- Сегодня нужно активнее заниматься подготовкой и закреплением молодых специалистов, выпускаемых учебными заведениями. Нужна государственная программа по обеспечению этих ребят жильем. Есть еще одна проблема, которую не решишь без государственной поддержки. Среди так называемых самозанятых есть много людей, которые хотели бы заняться развитием своего небольшого бизнеса, но им не хватает нужных знаний. Почему бы для такой категории не предусмотреть бесплатные консультации по ведению бизнеса, которые финансировались бы из местного бюджета?

Людмила ГОРБЕНКО, первый секретарь обкома Костанайского филиала Компартии Казахстана:

- Я могу предложить только то, о чем уже не раз говорила, но, к сожалению, мои предложения не учитывают. В местном бюджете нужно увеличить объем средств, которые в виде кредитов используются для создания новых предприятий. Больше рабочих мест - меньше бедных. Нужно подумать и о выделении средств на ремонт тех многоквартирных домов, у которых пришел срок для капитального ремонта. Пришло время и для того, чтобы выделить бюджетные деньги для удешевления услуг в тех спортивных сооружениях, где работают с детьми.

Святослав МЕДВЕДЕВ, директор госархива Костанайской области:

- Нужно выделить дополнительные средства для того, чтобы быстрее ввести в эксплуатацию водозаборы подземных вод и отремонтировать водопроводные сети. Давно известно: чистая питьевая вода - гарантия здоровья. На основе партнерства с бизнесом нужно освоить оставшиеся без использования земельные участки в пойме Тобола, построить необходимое количество овощехранилищ, и тогда костанайцы круглый год будут иметь свежие овощи по нормальной цене. Вообще, нужно более широко практиковать вхождение государственных средств в бизнес, чтобы, обладая там своей долей, получить возможность реального влияния на качество продукции и услуг и цены на них. Это создаст здоровую конкурентную среду, от чего население только выиграет.