Производство как образ жизни

Японские консультанты ездят в Казахстан к нам, а наши - на обучение в Японию.

Галина КАТКОВА

Японские принципы управления предприятиями насколько необычны, настолько эффективны

В последние годы японский менеджмент - модный предмет в курсе повышения квалификации для управленцев во многих странах. Их опробуют Европа, российские гиганты типа «Газпром», а в Казахстане вообще реализуется несколько программ поддержки бизнеса, в рамках которых постоянно приезжают японские эксперты, консультанты. Япония и у себя охотно принимает казахстанских предпринимателей, представителей консалтинговых компаний, чтобы поделиться знаниями о том, как делать успешный бизнес. Точнее, чтобы объяснить, что значит успех по-японски.

Нет периферии

С точки зрения чисто экономической он, этот успех, выглядит вроде бы вполне привычно: Япония - сегодня родина сотен мировых брендов. На одном только острове Шикоку, в четырех его префектурах сосредоточено 12 предприятий, являющихся мировыми лидерами в своих отраслях, и около сотни, признаваемых лучшими в Японии.

Почему именно Шикоку фигурирует у нас в качестве примера? В конце прошлого года именно туда обучаться по программе «Японский стиль менеджмента» ездил консультант костанайского ТОО «ПРЭКО Консалтинг» Дмитрий ТИЩЕНКО. Он был в Японии не единожды. Но если первая поездка, тоже обучающая, была в продвинутый урбанистический Токио и общение шло в основном с консультантами принимающей стороны, то на этот раз две недели провели в той Японии, где многие до сих пор не говорят по-анлийски. Так и хочется назвать ее провинциальной. Но нельзя.

 - Там понятие периферии своеобразное, - отмечает Тищенко. - Мы были, например, в деревне, расположенной в горах. Чистота и тот порядок, который означает, что и там работают общенациональные стандарты жизнеобеспечения. Все работает. Автоматы с водой везде, остановки автобусные кондиционированные. Никто ничего не ломает. И уровень предприятий совсем не провинциальный. Мы посещали и очень большие логистические центры, и сельхозкооперативы, где трудится 3 человека, были на предприятиях по производству высокоточных станков, мелких деталей для автопрома, электрокабеля, в проектных организациях. И при всей разности масштабов и сфер бизнеса их объединяло как раз то, что называют японским стилем управления предприятиями, их персоналом. При этом я считаю особо ценным для нас то, что акцент в программе был сделан именно на производство. Мы все старались «потрогать руками», чтобы принципы менеджмента обретали живые, конкретные черты.

Приоритеты - другие

Из Японии Тищенко привез много информационного материала. «ПРЭКО Консалтинг» в ближайшее время готовится по ним провести семинар. Я бывала на подобных и раньше. Раскрыла старый блокнот и нашла то, что «зацепило» на таком мероприятии однажды: для японского предпринимателя главное - не получение прибыли, главное - качественное удовлетворение реальных потребностей общества. Это в корне противоречит западным подходам к взращиванию бизнеса. Мировой финансово-экономический кризис, который сегодня уже открыто называют кризисом общества потребления, общества не реальных, а навязанных потребностей, подтверждает это. Бизнес стимулирует неестественное потребление даже у нас в стране, где ему от роду всего 20 лет. У нас сейчас в избытке соляриев, салонов, где клеят искусственные ногти, но мы не можем наладить у себя в достатке производство экологически чистых овощей и пичкаем своих детей китайскими, фаршированными химией... 

Смотрю материалы и слайды, привезенные Дмитрием Тищенко с японских предприятий, и отмечаю те моменты, которые сознание сразу воспринимает как непривычные для нас.

Сельхозкооператив «Умадзи». Производит сок «Умадзи Гекун» - сок, который хочется предложить собственным детям, говорится в проспекте фирмы. И эти слова, по-моему, момент истины в попытках проникнуть в тайны японского бизнес-сознания. Делать так, чтобы этим могла пользоваться твоя семья. И быть уверенным, что соседний предприниматель исходит из таких же принципов.

Кооператив «Кагава», розничная торговля. Цитата: «Кооператив создан для удовлетворения желания питаться безопасными продуктами».

Другие компании: «создавать светлые рабочие места», «способствовать безопасности и гармонии в обществе», «наша мечта» (это в 21-м веке, вместо «наша цель»), «стратегия увеличения продаж заключается в изготовлении продукции, нужной потребителю».

- И все это не кокетство, - уверен Дмитрий Тищенко. - В Японии очень высока ответственность человека перед обществом и общества перед человеком. Вся система воспитания, традиционная культура настраивают на это. А бизнес - часть общества. Поэтому предприятия так много внимания обращают на развитие, экологическую безопасность территорий, где находятся. На них ведь работают люди, живущие в этих регионах, в этой стране. Это так естественно и тесно взаимосвязано, что скорее надо задавать вопрос, почему у нас не так.

Что самое интересное, при таком подходе и прибыли достойные. Уже упомянутый сельхозкооператив «Умадзи» имеет, например, $40 млн годового дохода.

Ажиотаж развития  

В Японии, в отличие от Запада, очень ценится пожизненная, фамильная приверженность одному предприятию. Фирма как продолжение истории твоей семьи, как твой образ жизни - это очень по-японски. Причем чем крупнее предприятие, тем мощнее в нем коллективистский дух. Японский работник очень ценит поощрение от коллектива и болезненно воспринимает порицание.

- Вы пришли на предприятие, и вас любой подсобник рад будет проводить в нужное место, проявить дружелюбие. Он заинтересован в том, чтобы вы хорошо себя чувствовали в их компании, - рассказывает Тищенко. - При этом в Японии, стране с очень большим населением, жесткая конкуренция за место под солнцем. Детей очень рано начинают поощрять в том, чтобы они стремились быть лучшими. Но продвижение по карьерной лестнице внутри компании - не любой ценой. Тебя заметят, если ты будешь настроен на инновации. Да и для самого японского работника внесение каких-то рацпредложений - это смысл жизни. Мы, кстати, поразились тому, сколько развивающих игр в Японии продается и на каких малышей они порой рассчитаны. Царит такой, знаете, общий ажиотаж развития.

Еще хочу отметить, что философию бизнеса своего предприятия менеджеры подчиненным продвигают как Библию постоянно. Чтобы каждый знал, во имя чего работает его компания и он сам, чем ему гордиться перед детьми и соседями. Это мощный стимулирующий момент.

- Лет 10 назад в Японии предприятия пытались принять другие принципы управления, - рассказывает Тищенко, - используя, например, опыт США, с которыми у них мощные экономические связи, много совместных предприятий. Использовали развернутую систему мотивации с большим количеством переменных. Не прижилось все это. Японцы другие. У них иная шкала ценностей.

Руки - из карманов

Отдельная тема - так называемое «бережливое производство» по-японски. Тоже, можно сказать, философия бизнеса, но очень конкретная. Подразумевает создание условий, при которых будет происходить минимизация потерь. (Недаром японцы сейчас нас консультируют по проектам энергосбережения, например). Это подход научный, который был отработан на таких предприятиях, как «Тойота».

- Японцы вычленяют 7 основных видов потерь: на перепроизводстве, на браке и переделке, на транспортировке и так далее, - рассказывает Дмитрий, - и система бережливого производства предполагает несколько методов борьбы с этими потерями. Я о самых простых принципах хотел бы сказать. Например, система 5S включает элементарные принципы организации труда: сортировка, порядок, уборка, чистота, дисциплина, по-японски это все начинается с буквы «С». Есть еще система 3Т (место, вещь, количество), которая тоже имеет отношение к организации рабочего места.

Мы все периодически захламляем и потом прибираем, например, свой стол. Подумаешь, важность, кажется нам. Но когда по 15 минут офис-менеджер ищет нужный телефон, согласитесь, речь уже можно вести об экономических потерях. Японцы здесь все доводят до абсолюта. Казахстанцы были на предприятии, где в ящиках рабочих столов были особые поролоновые вкладки с гнездами для ручки, степлера и т. д. Ничего не теряется и ничего не ищется. А в масштабе большого предприятия, где рабочие сдают смены и должны иметь полный комплект инструментов, такой подход уже очень существен.

Тищенко на одном из предприятий и полы мыл, и инструменты раскладывал. Интересно же, сколько это занимает времени. Говорит, были на фирме, где техничек нет вообще. Рабочие сами убирают, тратят на это 20 минут в день. На все. Завод производит масляные детали, и там идеально чистые полы. Рабочие все время придумывают крышки, прокладки, чтобы ничего никуда не брызгало, не летело. Кайдзэн - философия постоянного совершенствования.

Важно, что все изыскания и пробы на японских предприятиях не пропадают втуне. Они превращаются во внутренние стандарты. Есть, например, такой: спускаясь по лестнице, рабочий не имеет права держать руки в карманах. Чтобы не упал. Таким образом на фирме снизили травматизм и, значит, сократили производственные потери.

Мы, конечно, не японцы. Недаром их производственная и корпоративная культура кажутся недосягаемыми. Но дорогу осилит идущий. Сначала освоить какие-то элементы, а там, глядишь, и до философии нашего казахстанского бизнеса дело дойдет.