Решать будет только народ
Михаил ТИЩЕНКО, Lenta.ru
В Казахстане продолжается подготовка к референдуму по продлению полномочий президента Нурсултана Назарбаева до 2020 года. Процесс идет вопреки тому, что сам Назарбаев выступил с формальным протестом: он отклонил предложение о референдуме, с которым выступили депутаты Парламента РК.
Инициаторов референдума мнение президента не смутило. Да и не должно было, наверное. Учитывая, что в прошлом подобная схема использовалась не раз. Сначала лояльные Назарбаеву депутаты предлагают укрепить его власть (к примеру, наделить его статусом «Лидера нации» или разрешить баллотироваться в президенты неограниченное число раз), затем он вежливо отказывается, после этого замысел реализуют без прямого участия главы государства.
Вот и сейчас инициативная группа продолжила сбор подписей. Хотя для проведения референдума достаточно 200 тыс. подписей, сторонники Назарбаева собрали уже несколько миллионов. Вопрос о качестве этих подписей, правда, остается открытым. Поступали сообщения и об использовании административного ресурса, и об откровенных фальсификациях. Газета «Республика», к примеру, сообщила, что учительнице одной из сельских школ «принесли бланк на 20 подписей, сказали расписаться там за 20 человек разными подписями и разными ручками и срочно сдать». Другим учителям, по информации издания, было велено собрать недостающие подписи у родственников и родителей учеников. В СМИ попал и рассказ о том, как собирались подписи в отделении налоговой инспекции, об этом телеканалу «К-плюс» рассказала жительница Алматы: по ее словам, посетителям подсовывали какие-то бланки для заполнения, ссылаясь на то, что это нужно для уточнения личных данных (только после дополнительных расспросов выяснилось, что это подписи для референдума).
Руководитель инициативной группы, ректор Семипалатинского государственного университета Ерлан СЫДЫКОВ заявил, что собранные подписи будут сданы в ЦИК и что вопрос о продлении президентских полномочий будет решать «только народ». Протест Назарбаева на этом фоне выглядит как сигнал к тому, чтобы не вмешивать президента в происходящее, а не как сигнал к тому, чтобы всю эту кампанию прекратить (если бы Назарбаев действительно хотел остановить процесс, то давно уже бы это сделал).
Тот же Сыдыков уже заявил о возможности официально преодолеть президентское вето на проведение референдума по поправкам в Конституцию. Он напомнил, что для этого, согласно закону, потребуется четыре пятых от общего числа голосов в каждой из палат Парламента. Депутаты со своей стороны выразили готовность обеспечить нужный результат. В мажилисе подтвердили, что поддерживают референдум и готовы за него голосовать. Совместное заседание палат Парламента назначено на 14 января.
О том, зачем казахстанским властям понадобился референдум (вместо выборов, на которых действующему президенту и так был бы обеспечен нужный результат), можно строить самые разные догадки. Безусловно, на позицию Астаны в данном случае оказали определенное влияние недавние события в Белоруссии. Хотя Александр Лукашенко по итогам выборов и сохранил власть, но ему при этом пришлось (и еще придется) платить за жестокий разгон «майдана». В Европе вновь заговорили о санкциях против белорусского руководства. Сами по себе эти санкции (типа запрета на въезд в Евросоюз) скорее всего не принесут Лукашенко большого вреда. В то же время провал политики по сближению с Западом означает, что Минск так и не нашел альтернативы прежней и не совсем удачной политической модели: зависимости от Москвы, отношения с которой в последнее время постоянно ухудшались, а к осени прошлого года скатились до уровня «холодной войны».
Условия в Казахстане, конечно, во многом отличаются от белорусских. Тем не менее отметить следующие выборы Назарбаева похожим «майданом» его оппоненты вполне способны.
Возможно, в Астане решили не идти на риск и определиться с дальнейшим президентством Назарбаева уже сейчас (сделав это в более удобной для властей форме). В любом случае сути ситуации, как отмечает казахстанский политолог Досым САТПАЕВ, это не меняет: главным остается то, что действующий президент в ближайшие годы не намерен уступать кому-нибудь свое место.
- При любом раскладе президент сохраняет за собой определенное временное пространство, когда он сможет определиться, кто будет его заменять в будущем, - рассуждает эксперт. - Если он примет участие в выборах, в любом случае он будет оставаться у власти до 2017 года. При проведении референдума он формально будет у власти до конца 2020-го. То есть разница всего в три года. Эти три года большой роли не играют.
Фото радио «Азаттык»
Материалы номера