Станки точнее рук
Дмитрий ВАСИЛЬЕВ, ng@ng.kz
Ресурс двигателей в современных автомобилях таков, что при правильной эксплуатации мотор является одним из самых надежных агрегатов. Чего не скажешь о машинах устаревших марок. Пробежит такая несколько десятков тысяч километров и «сердце» ее уже требует ремонта. Чаще всего приходится восстанавливать изношенные втулки клапанов в головке блока цилиндров. Большинство водителей в таких случаях за помощью обращаются в СТО. Но оказывается, что даже опытные мотористы при всем их старании эту работу не всегда могут выполнить с должным качеством. В чем причина? На этот вопрос отвечает старший преподаватель инженерно-технического факультета Костанайского госуниверситета Геннадий САВЕЛЬЕВ:
- Действительно, качественный и комплексный ремонт головки блока цилиндров (ГБЦ) могут выполнить далеко не на каждой станции технического обслуживания. А ведь от работы этого узла во многом зависит хорошая работа двигателя. Что в свою очередь влияет на мощность, расход топлива, состав выхлопных газов, уровень шума. Можно, конечно, поставить и новую головку, но ее стоимость достаточно велика. К тому же конструкторы предусмотрели, что этот узел можно восстанавливать до необходимых технологических параметров, но только при условии использования соответствующего станочного оборудования. К сожалению, некоторые мотористы привыкли эту работу выполнять вручную. Автолюбители, не знающие других возможностей, соглашаются на это. В результате двигатель после такой мастерской вроде бы и работает, но примерно через 50-70 тыс. км пробега ремонт приходится повторять.
Как эту работу выполнить качественно? Во-первых, при каждом снятии ГБЦ нужно обязательно проверить ее на деформацию. Делают это с помощью лекальной линейки, но лучшие результаты дает использование специального индикатора. Восстанавливают плоскости головки до необходимых технологических размеров только механически - на фрезерном станке. Кое-кто до сих пор делает вручную - на абразивном круге. Не советую.
Восстановление изношенных втулок клапанов производят двумя способами. Один из них - накатка спиральной канавки внутри втулки, уменьшающая тем самым ее диаметр. Чаще используется другой способ - замена втулок. Их напрессовывают «на горячую», предварительно нагрев ГБЦ до 200 градусов Цельсия. Затем обрабатывают отверстия втулок разверткой до требуемого зазора со стержнем клапана.
Наиболее частый и важный этап ремонта головки - это обработка седла клапана. Его правильная геометрия способствует надежному уплотнению камеры сгорания и хорошему отводу тепла от тарелки клапана. Последнее исключает его прогорание и увеличивает срок службы маслосъемных клапанов.
В большинстве СТО эту работу выполняют ручными инструментами, ссылаясь на высокую квалификацию специалиста. Но в таком случае не достигается достаточной точности и чистоты, поэтому приходится производить притирку клапанов к седлу. Во время этой операции абразивы пасты могут внедряться в поверхность седла и затем способствовать прогару клапана.
Наибольшую точность дает специализированное оборудование. На некоторых костанайских СТО оно уже есть. Поэтому, если возникла необходимость вашему автомобилю произвести такой ремонт, обязательно поинтересуйтесь: есть ли оно в той мастерской, куда вы обратились. Фасонный твердосплавный резец на таком станке создает точный профиль седла. При этом обеспечивается необходимое взаимное расположение осей направляющих втулок, седел и клапанов. Это очень важно. Вручную такого добиться невозможно. Седло, проточенное на станке, имеет высокую чистоту обработки и позволяет обойтись без притирки.
Иногда возникает необходимость замены седла клапана. Старое удаляется специальным резцом, новое запрессовывается «на горячую». Эта операция тоже требует станочного оборудования. Его точность не заменит даже самый выдающийся автомастер.
Материалы номера