От обезьяны или из глины?
Кенжалы ЕСБЕРГЕН, радио «Азаттык»
После нападок на фильм о Борате известный своей откровенностью депутат мажилиса Парламента РК Бекболат ТЛЕУХАН выбрал объектом критики теорию Дарвина. Об этом пишет Хью РЕЙЗЕР, автор статьи «Казахстан: откровенный депутат нацеливается на Чарльза Дарвина», опубликованной на сайте «Евразиянет».
Тлеухан полагает, что одновременно преподавать в школах и религиоведение, и теорию эволюции (по Чарльзу Дарвину) непоследовательно, поэтому он просит министра образования Казахстана Бахытжана Жумагулова определиться в вопросе происхождения человека. По его мнению, такая несовместимость в учебной программе может запутать школьников Казахстана.
- Мы заморочили детям головы. Давайте же будем происходить или от обезьяны, или из глины. Надо или убрать религиоведение, или оставить преподавание дарвинизма, а то получается, что мы обманываем детей, и они запутались, - заявил Бекболат Тлеухан.
Как сообщает телеканал КТК, ранее Тлеухан уже предлагал запретить преподавание в казахстанских школах античной мифологии, так как, по его мнению, эта наука «дурно влияет на детское восприятие окружающего мира». Он также требовал, чтобы власти запретили использование учебника по русской литературе в учебных заведениях Казахстана, утверждая, что вышеназванный учебник может использоваться для пропаганды культа сатанистов и других, по общему мнению, сомнительных религиозных культов, таких как баптизм. Вот как комментирует книгу сам Тлеухан:
- Тексты книги преподносятся как абсолютная истина... Сначала наших детей запугивают всякими чудовищами, хоббитами, наказанием множеством злых или не очень добрых божественных существ. Здесь демоны, русалки, домовые, а также среди них Купидон, Эрот, Гименей, Зевс, Гера, вампиры, шайтан, дьяволы и прочие. Потом плавно переходят к откровенной пропаганде христианства и язычества, завуалировав все это под библейскую мифологию.
Среди объектов критики Тлеухана оказался и победитель конкурса «Евровидение-2008» Дима Билан, когда в 2006 году он возмущался по поводу фривольного оформления школьных тетрадей. Он тогда заявил своим коллегам:
- Вот тетрадь по истории... На ней изображены пистолеты. Вот, смотрите, Дима Билан и такой слоган идет - «твой кумир». Кого мы этим воспитаем?
Возможно, его замечания справедливы, пишет Хью Рейзер, но эта предполагаемая сильная впечатлительность казахских школьников стала, по-видимому, несменяемой особенностью публичных заявлений Тлеухана. Выраженные в такой своеобразной манере, его замечания отражают забавную недоверчивость депутата, хотя в их основе лежат общепринятые представления о том, какую роль должно играть государство в формировании мировоззрения постсоветских центральноазиатских обществ.
Материалы номера