Сгладить негатив

«Все может начаться с бойкота референдума»

Евгений ШИБАРШИН

Инициативу о референдуме по продлению президентских полномочий официально поддержали на заседании мажилиса. Депутаты приняли Обращение к главе государства, в котором этой идее придали более грамотную правовую форму. Теперь речь уже идет о назначении президентом референдума по вопросу внесения изменения в Конституцию РК, предусматривающего возможность продления на республиканском референдуме президентских полномочий первого президента РК.

Законодатели озаботились не только тем, чтобы правление Назарбаева после референдума было легитимным. Они попытались найти и более весомые аргументы в пользу референдума, и достаточно подробно обосновывали необходимость сохранения за первым президентом этого поста еще на 10 лет. Депутат Серик ОСПАНОВ, в частности, заявил:

- По международным прогнозам конец следующего десятилетия станет началом для новой точки отсчета, кардинального обновления общемирового развития.

А раз так, то нынешнему руководителю Казахстана, затеявшему программу инновационного обновления экономики страны до 2020 года, нужно, дескать, дать возможность реализовать задуманное, и референдум станет «тактически выверенным, с исторической перспективы, ходом, рассчитанным на эффективность и преемственность курса главы государства на прогресс, стабильность и уверенность в завтрашнем дне».

Хотя, даже если в сказанном есть правда, этот же результат можно получить, не отказываясь от очередных президентских выборов. Поскольку аргументы сторонников референдума достаточно сомнительны, то в случае согласия Нурсултана Назарбаева на его проведение придется принимать какие-то дополнительные меры, призванные сгладить негативное восприятие. Причем дело не только в необходимости изменения отношения к самому факту такой формы продления власти. Назарбаеву ведь нужно еще думать и о том, как он будет строить свои отношения с оппозицией, которой 10 лет ждать очередных выборов главы государства станет невмоготу. Вполне возможно, что она перейдет к более радикальным методам борьбы за власть, и тогда от политической стабильности точно ничего не останется. И начаться все может с бойкота референдума.

Неясно пока, как к референдуму отнесутся и политики других стран. Вышеназванные аргументы их не убедят. Потому и заслуги Назарбаева в созыве астанинского саммита ОБСЕ могут быть оценены иначе.

Сомневаюсь, что советники казахстанского президента возможность такого исхода не просчитывают. Значит, нужно что-то делать дополнительно. В качестве версии можно предположить, что Назарбаев пойдет на некоторую модернизацию политической системы. Например, облегчит вхождение оппозиции в открытый политический процесс. Это могут быть досрочные выборы в Парламент, по итогам которых оппозиция получит несколько депутатских мандатов. Вполне возможно, что на референдуме в бюллетень включат не только вопрос о продлении полномочий президента, но и об изменениях в Конституции, расширяющих возможности представительных органов власти. Не стоит исключать и попыток «призыва» кого-то из лидеров оппозиции для работы в структурах исполнительной власти.

Если этого не случится, то Казахстан ждут нелегкие времена.