Если на улице -30
Дмитрий ВАСИЛЬЕВ, ng@ng.kz
Можно ли эксплуатировать легковой автомобиль при очень низкой температуре наружного воздуха? Вопрос этот не праздный. В декабре, когда ртутный столбик термометра опустился ниже отметки 30 градусов мороза, многие водители, выехав утром со стоянки, наверняка обратили внимание на скрипы, идущие от ходовой части своего автомобиля. И как тут не забеспокоиться: вдруг это приведет к какой-нибудь поломке? Не лучше ли в таком случае оставить машину на стоянке? Вот что по этому поводу говорит старший преподаватель инженерно-технического факультета Костанайского госуниверситета Геннадий САВЕЛЬЕВ:
- Известно, что при низких температурах все материалы становятся хрупкими. Есть даже такое понятие, как «хладоломкость». Например, для работы в арктических условиях технику делают из стали специальных марок. Детали из обычного металла, которые используются в механизмах, эксплуатируемых в других широтах, в условиях низких температур ломаются. Из этого и нужно исходить, принимая решение - выезжать ли на своем автомобиле в сильный мороз.
Я бы посоветовал воздержаться от поездок уже при температуре минус 25 градусов. В наших краях морозная погода часто сопровождается ветром, поэтому металл, имея высокую теплопроводность, выхолаживается сильнее, и его реальная температура будет еще ниже.
Дело тут не столько в трудности запуска сильно охлажденного двигателя. В современных автомобилях, если они исправны, завести мотор можно без особых проблем. Но даже при наличии системы подогрева двигателя нужно помнить, что есть еще трансмиссия и ходовая часть, на прогрев которых тоже нужно время. При низких температурах сальники и манжеты становятся менее эластичными и могут дать течь. Да и другие детали часто подводят.
Недавно мне рассказали случай, как после сильного мороза обнаружилось, что сломался патрубок системы охлаждения двигателя. Радиатор крепится относительно жестко, а работающий двигатель вибрирует на подушках. Патрубок, соединяющий радиатор и двигатель, от мороза потерял эластичность и от вибрации разрушился. Скорее всего, эта деталь и без того уже была «на пределе», а мороз только ускорил ее разрушение. Так что, если у вас старенький автомобиль, то сильные морозы тем более лучше переждать.
Но если уж кто-то решил выехать, то могу дать несколько советов. Прогрев двигателя можно ускорить, начав движение автомобиля на малой скорости. За это время прогреются и трансмиссия, и ходовая часть. Не спешите с выездом на дорогу с интенсивным движением. Вначале лучше немного проехать тихим ходом по ближайшему переулку. В это время прогревается масло в мосту и амортизаторах. Для прогрева тормозов можно несколько раз притормозить.
Если двигатель не запускается, то привлекать на помощь буксир не советую. Любой холодный запуск и без того сокращает ресурс мотора, а при буксировке может оказаться так, что охлажденное моторное масло не будет прокачиваться в должной степени и возникнет угроза поломки двигателя. Лучше попытаться завести мотор от другого автомобиля с помощью «прикуривателя».
При низкой температуре постарайтесь ограничить загрузку. Иначе увеличится вероятность поломки пружинной подвески. Это не обязательно произойдет именно во время данной поездки. Данный груз пружины могут выдержать, но их ресурс уменьшится. Неровности на дорогах в условиях сильного мороза советую проходить на меньшей скорости, чем делали в таких случаях при более теплой погоде.
Проблему можно смягчить, если принять кое-какие меры на стоянке. Во время сильного мороза автомобиль постарайтесь ставить там, где нет ветра. Неплохо помогает и укрытие машины зимним чехлом. Он изготавливается из плотной или двойной ткани, шьется по форме кузова и обязательно должен укрывать до земли.
Материалы номера