Био без правил
Вопрос строительства в Костанае завода по производству биотоплива обсуждается на самом высоком уровне. Однако выгода от реализации проекта может быть получена только после устранения некоторых коллизий в казахстанском законодательстве.
Назад в будущее
Первые тракторы в начале 20-го века сжигали в своих двигателях исключительно этанол. Это потом, в годы нефтяного бума, дешёвые нефтепродукты задвинули альтернативное топливо. Сегодня, чтобы сократить вредные выбросы в атмосферу и перейти на возобновляемые источники энергии, в США, например, биотопливо используется наравне с бензином или дизельным топливом. В Америке есть даже специальный стандарт, по которому 85% в топливе составляет этанол и всего 15% - бензин.
Для сжигания такого горючего необходимо переоборудование двигателя. Максимально возможное содержание биодобавки, не требующее конструктивных изменений обычного двигателя, - 30%. Однако, по мнению экспертов, добавление и 10% биоэтанола позволяет улучшить качество бензина и сократить выбросы углекислого газа на треть. Страны Евросоюза ещё в начале 2005 года, с целью сокращения выбросов, создающих парниковый эффект, подписали соглашение об обязательном содержании в топливе 2,7% этанола. Есть планы в 2007-м году увеличить этот обязательный процент до пяти.
Занятно, что в борьбу с парниковым эффектом, подписав упомянутое соглашение, вступили Россия и Казахстан. При этом в России пока нет собственного завода по производству биотоплива, в Казахстане такой завод - вообще-то единственный в СНГ, в городе Таньша Северо-Казахстанской области - вступил в строй только в сентябре 2006 года. А первую товарную партию этанола здесь получили в конце нынешнего марта.
Место обозначено
В Костанае о планах по производству биотоплива аким области Сергей Кулагин заявил на агросовещании, посвящённом предстоящей посевной. Сегодня основным инвестором проекта является АО «Петрокоммерц Казахстан», аффилированное с российским нефтяным гигантом ОАО «Лукойл».
- По проекту компании, - сообщил «НГ» заместитель акима области Нуралы САДУАКАСОВ, - технологический процесс производства этанола предусматривает строительство зернохранилища вместимостью 200-250 тыс. тонн зерна, устройства для приема зерна с железной дороги и с автотранспорта, мельницы для помола пшеницы, нескольких цехов, в частности, цеха клейковины, спиртового цеха. Кроме того, компания намерена в рамках проекта возвести ещё спиртохранилище с шестью резервуарами объёмом 5000 куб. м каждый, склад готовой продукции, другие технологические объекты и объекты вспомогательного назначения, вроде котельной, системы водоснабжения. Стоимость проекта заявлена в 155-160 млн. евро. Планируется, что строительные работы начнутся в апреле 2008 года, а завершатся в октябре 2009 года. Предприятие будет размещено в промышленной зоне Костаная - неподалёку от завода «Казхимволокно» на площади 25 га. Причём около 10 га необходимы на перспективу. Возможно, для размещения свинофермы, потому что технология производства биотоплива предусматривает производство кормов как побочного продукта.
По словам Садуакасова, проектная мощность завода составляет 200 000 т продукции в год, при ежегодном потреблении около 800 000 т зерна. При производстве биоэтанола, кроме него, вырабатывается корм, называемый DDGS, отруби, нативная клейковина и технический спирт.
По поводу оборудования завода инвесторы вели переговоры с поставщиками из Испании, Германии, Австрии, Бельгии, Великобритании и Индии. В итоге, был выбран базовый комплект оборудования австрийской компании «FRINGS».
Нужен закон
По информации «НГ», на роль основных инвесторов рассматривались и другие крупные предприятия, в частности, ТОО «Иволга Холдинг». Однако местная компания решила повременить с инвестициями в производство биотоплива. Возможно, на решение повлияли пробелы в отечественном законодательстве.
- Пока невыгодно производить этанол, - говорит главный технолог филиала АО «Компания биохим» «Биохим СКО» Александр ЗИНЧЕНКО, - потому что при продаже мы должны платить акциз по 400 тенге за литр! В нашем законодательстве нет самого понятия «биотопливо», и мы должны платить налоги как за изготовление и продажу пищевого спирта. Само же по себе производство биотоплива очень выгодно. Экологические плюсы и экономия энергоресурсов - это одно. Главное - мы сможем покупать у наших сельхозпроизводителей больше зерна, причем любого качества. Но необходимо, чтобы государство устранило пробелы, связанные с налогами, и выступило арбитром в отношениях между производителями нефтепродуктов, у которых свои интересы, и производителями биотоплива.
По словам Садуакасова, президент страны поручил правительству устранить эти проблемы, и к пуску завода в Костанае они должны быть решены. Как стало известно «НГ», в мае в Москве пройдет международное совещание по вопросам производства биотоплива, куда компанией АО «Петрокоммерц Казахстан» приглашены и представители администрации Костанайской области.
Материалы номера