Секреты пятен
Дмитрий ВАСИЛЬЕВ, ng@ng.kz
Водитель садится за руль своего автомобиля, запускает двигатель, начинает движение и... видит, что на том месте, где только что стояла его машина, осталось темное пятно неизвестного происхождения. Стоит ли после этого продолжать запланированную поездку? На этот вопрос мы попросили ответить старшего преподавателя инженерно-технического факультета Костанайского госуниверситета Геннадия САВЕЛЬЕВА.
- Все зависит от того, какой узел или агрегат автомобиля дал течь. Чтобы это выяснить, нужно осуществить простейшие действия. Во-первых, определить, под какой частью машины образовалось данное пятно. Во-вторых, посмотреть, какая жидкость его образовала и в каком примерно объеме она вытекла. Дело в том, что течь могла возникнуть раньше, до подъезда автомобиля к стоянке. Во время езды ее не видно, а на стоянке вытекающая жидкость накопилась и образовала заметное пятно. Бывает и так, что некоторые агрегаты выходят из строя на стоянке - по причине резкого перепада температуры наружного воздуха. Это тоже становится видно по подтекам заправленной в них жидкости.
Некоторые водители знают о течи, но из-за ее незначительности с ремонтом не спешат. Например, сальник в двигателе «подгоняет» и приходится периодически доливать моторное масло. То же самое может быть и с коробкой передач, и с охлаждающей жидкостью. Тут главное - вовремя долить масло или соответствующую жидкость.
Мы разбираем другой случай: водитель видит подтеки впервые и не знает, что с этим делать. Для этого важно знать конструкцию автомобиля. Если подтеки замечены возле колес, с их внутренней стороны, попробуйте пощупать рукой внутреннюю часть диска колеса. По ней может стекать тормозная жидкость. Рабочий цилиндр, как правило, находится внутри колесной схемы и подтекание с него идет на внутреннюю часть диска. Тормозная жидкость имеет специфический запах, низкую вязкость и некоторую маслянистость.
Можно ли в таком случае ехать? Нужно нажать педаль тормоза: если тормозные контуры отдельные и течь обнаружена только у одного колеса, то какой-то контур наверняка работает и можно тихим ходом доехать до ближайшей автомастерской.
Бывает, что из-за перепада температуры воздуха появляется течь у главного тормозного цилиндра, в районе передней панели автомобиля (слева или справа). В этом случае течь незначительная, поэтому достаточно долить тормозной жидкости в бачок тормозного цилиндра и какое-то время (до замены цилиндра) можно ездить.
Если в передней части машины обнаружили пятно, имеющую розовую, голубую, желтую окраску, это подтеки охлаждающей жидкости из радиатора. Они могут быть и под помпой системы охлаждения, а у тех автомобилей, где жидкость подается в салон или в коробку передач, пятна образоваться могут и под серединой машины.
В случае, когда подтеки небольшие, можно долить жидкость и ехать в мастерскую. В любом случае - посмотрите ее наличие в расширительном бачке. Если ниже минимума - долейте. Если ее там нет, то, не зная, есть ли она вообще в системе охлаждения, двигатель лучше не запускать.
Если увидели масляное пятно черного цвета в районе картера двигателя, не дающего на водной поверхности радужных разводов, - это моторное масло. Оно чаще бежит из заднего сальника. Щупом проверьте его уровень в картере. Если ниже минимальной отметки, двигатель запускать не рекомендуют.
В случае наличия масляного пятна, дающего радужные разводы, вы имеете дело с подтеками трансмиссионного масла из механической коробки передач или редуктора. Течь может быть и у гидроусилителя руля. Она происходит в передней части двигателя, в районе генератора, и обычно заправленная туда специальная жидкость разбрызгивается во внутреннем отсеке двигателя. Если жидкость протекает, вы почувствуете, что руль стал очень тугим. И в усилитель, и в автоматическую коробку передач заправляется жидкость розового цвета (АТФ). В этих случаях можно долить соответствующий материал и ехать в мастерскую своим ходом.
Если потекло масло из картера заднего моста, то в любом случае до СТО можно ехать своим ходом. Но на небольшое расстояние.
При повреждении топливопровода или топливного бака тоже может появиться течь. От бензина пятно не так заметно, и если машина стояла в гараже, то вы должны обратить внимание на сильный запах. У дизеля солярка дает маслянистое пятно. Если течь несильная и в безопасном месте, то до СТО можно доехать.
Материалы номера