Японский подход
Галина КАТКОВА
Визит консультанта к мукомолам уже рабочий. Встреча в «Шансе» - это пока еще своеобразный протокол намерений о совместной реализации проекта по энергосбережению. Господин Фукуйама посетил предприятие, рассказал об условиях возможного сотрудничества, выслушал пожелания.
Безусловно, предпринимателей в программе TAM привлекает то, что сами консалтинговые услуги оплачивает банк. Хотя расходы, например, на переводчика следует предусматривать. В целом механизм сотрудничества таков: консультант для вашей фирмы подбирается и начинает работать после утверждения Европейским банком заявки на проект.
- За полтора года он посетит ваше предприятие 5-7 раз, - рассказал координатор программы, - первый визит самый важный. Во время него консультант анализирует в целом ситуацию на предприятии, в частности, все затраты на электроэнергию. Затем он дает рекомендации, как бы домашнее задание, которое предприятие должно выполнить к следующему его приезду. И, конечно, все инвестиции, все продвижения по проекту обсуждаются с топ-менеджментом предприятия. Это принципиально.
Энергосбережение - очень японская тема в консалтинге. Страна бедна энергетическими ресурсами. Сочетание этого обстоятельства с высокими производственными технологиями давно заставляло японцев учиться экономить. И теперь их опыт в энергосбережении один из самых солидных в мире. При этом они готовы делиться своими знаниями.
Зачем иностранцам это нужно, почему к народу Казахстана у японцев особенно теплое отношение, читайте в следующем номере «НГ».
Фото Николая СОЛОВЬЕВА
Материалы номера