По нехоженым тропам
Ольга ЛИХОГРАЙ
Развитие в Костанайской области туристической отрасли как приоритетного направления в экономике обсуждали на семинаре-совещании представители акимата области, туристических фирм и председатель Комитета индустрии туризма МТС РК Карлыгаш Какен. Как выяснилось, в нашем регионе основные проблемы связаны с нехваткой средств и специалистов.
Планы сверху
Как заявила на совещание Карлыгаш Какен, еще в марте указом президента РК была утверждена госпрограмма по индустриально-инновационному развитию Казахстана на 2010-2014 годы. В ней впервые отрасль туризм стала отраслью экономики.
- Одним из больших разделов программы является туристский кластер по дороге Западная Европа - Западный Китай, - пояснила Какен. - В программу вошло 5 областей - Алматинская, Южно-Казахстанская, Актюбинская, Кызылординская и Жамбылская. Другие области определяют направления сами.
На уровне правительства только разрабатывается документ, в котором будут отражены льготы инвесторам, от которых ждут привлечения в страну более $1 млрд.
В каждой области должны создать специальный орган, состоящий из активных ученых вузов, краеведов, историков, представителей туристических фирм, депутатов. Эти люди должны помогать и советовать, по каким направлениям лучше развивать туризм.
- Доход от туристической деятельности в 2010 году в нашей области составил 219 млн 623 тысячи тенге, - рассказал начальник управления туризма, физкультуры и спорта области Сергей МАТВИЕНКО. - В 2004 году было 9 турфирм, сейчас 46. Стоимость проданных путевок за 9 месяцев этого года составила 87 437 000 тенге. Большую часть туротрасли в нашей области составляет придорожный сервис. На кафе приходится 70%, СТО - 20%, на кемпинги и оборудованные стоянки по - 5%.
Внутренний туризм в области, как отметил Матвиенко, развивается по четырем направлениям: лечебно-оздоровительный, приключенческий, экологический и культурно-познавательный. На их реализацию в 2010 году областным бюджетом было выделено 5 млн 780 тысяч тенге.
- Основная цель - увеличение совокупного дохода организаций, представляющих услуги в сфере туризма, - пояснил Матвиенко.
Предусмотрено строительство объектов инфраструктуры туризма в Алтынсаринском, Карасуском, Наурзумском, Узункольском, Джангельдинском, Тарановском районах, Лисаковске, Рудном, Костанае за счет привлеченных средств. А также строительство базы отдыха на берегу Каратомарского водохранилища за счет инвестиций путем включения данного проекта в приоритетные инновационные проекты.
Местные реалии
В который раз на совещании прозвучали районы, в которых реально развивать туристический бизнес. Это Наурзумский район с его государственным заповедником, Алтынсаринский район с санаторием «Сосновый бор» и в перспективе Торгайский регион. Однако на деле бюджет не может вытянуть даже уникальный Наурзум. А частным турфирмам он неинтересен.
- Район у нас дотационный, - пояснила заместитель директора Наурзумского государственного природного заповедника Мария ЗЕЙНЕЛОВА. - Мы написали проект в глобальный экологический фонд и выиграли грант $30 000. За счет него построили две юрты, сделали дополнительные экологические тропы, приобрели оборудование.
Сегодня даже гостевые дома в Наурзуме строятся за счет привлеченных средств. Когда заповедник вошел в список природных объектов всемирного наследия ЮНЕСКО в 2008 году, государство резко уменьшило финансирование. В 2009 году оно сократилось на 27 млн тенге и составило - 51 млн тенге, в 2010 году удалось выбить 56 млн тенге.
- Мы вынуждены искать средства через НПО, - заявила Зейнелова. - У нас есть музей - визитная карточка района, который построили в 1995 году и ни разу не ремонтировали.
Как заметил заместитель акима облсти Серик БЕКТУРГАНОВ, Наурзумский заповедник находится в ведении министерства сельского хозяйства. А задачи, которые ставятся перед минсельхозом и задачи по развитию туризма - абсолютно разные.
- Иностранцы очаровываются красотами нашего заповедника, - отметил Бектурганов. - Предлагаю собрать всех руководителей турфирм Костаная, отвезти в Наурзум. Уверен, найдутся желающие, которые будут возить туда туристов.
С иностранцами проще
Привлечь частных туроператоров к развитию местного туризма пытались, презентуя возможности программы «Дорожная карта бизнеса» и с помощью льготных кредитов из фонда «Даму». Желающих не нашлось.
Исследователь Дмитрий ДЕЙ считает, что Костанаю нужно ориентироваться на определенную категорию туристов.
- Торгай, например, с его уникальной природой и аномальными проявлениями привлекает людей, интересующихся культурой, историей, эзотерикой. Аркаим переполнен такими туристами только потому, что его разрекламировали на весь мир.
Дмитрий пытается раскручивать Торгайский регион как бренд, что довольно сложно. Говорит, недавно встречался с Кайратам Борамбаевым, директором «Казросгаза», официальным миллионером Казахстана. Тот сам выходец из Торгая, много помогает землякам. Туризм его не заинтересовал ни как бизнес, ни как область применения спонсорских вливаний.
- Несколько лет назад здесь работал немец Ханзен, который поднимал компанию АсПредКо, - вспоминает Дей. - Он заинтересовался Торгаем и сделал проект юрточного городка. Его бизнес-план с 1998 года лежит в Комитете по туризму и спорта - нет финансирования. Нам проще искать иностранных инвесторов - они ценят духовность и чувствуют коммерческий интерес. Наши бизнесмены ждут сиюминутной выгоды.
Фото Николая СОЛОВЬЕВА
Материалы номера