А «липучки» лучше
Дмитрий ВАСИЛЬЕВ, ng@ng.kz
Скоро зима, поэтому водители уже начали примеряться: то ли «обуть» машину в шипованные шины, то ли поставить зимние («липучки»). Специалисты говорят, что все зависит от состояния зимних дорог. Но в том-то и дело, что даже если ваши поездки проходят в основном по одному и тому же городскому маршруту, дорожное покрытие может оказаться как очищенным, так и с твердым снежным накатом. И что делать? Покупать и шипованные, и зимние, а потом менять их в зависимости от качества дороги? Большинство водителей такой вариант не устраивает. Свое мнение по этому поводу мы попросили высказать старшего преподавателя инженерно-технического факультета Костанайского госуниверситета Геннадия САВЕЛЬЕВА:
- Есть и другие варианты, кроме тех, что вы перечислили. Но вначале остановимся на шипованных и зимних шинах. Каждый из этих типов имеет свои достоинства и недостатки. Хочу напомнить, что главная задача шипов - не уменьшать тормозной путь на скользкой дороге (на что надеются некоторые водители), а повышать устойчивость движения автомобиля по дороге со снежным накатом или по льду.
На укатанном снеге торможение с шипами, конечно, более эффективно. Что касается очищенного твердого покрытия, там тормозной путь удлиняется. К тому же от них идет дополнительный шум, да и шипы выбиваются. Поэтому, если ваши поездки чаще проходят за городом и у вас нет достаточного водительского опыта, такие шины будут полезны. Но выезжая на очищенный асфальт, следите за скоростью. Иначе при экстренном торможении шипы сыграют с вами злую шутку.
Если вы решили купить шипованные шины, старайтесь выбрать современные модели. Новые технологии позволяют ставить уже 16 рядов шипов, что улучшило тягово-сцепные характеристики на льду. Конструкция протектора таких шин и шипов позволила продлить срок их эксплуатации. Установив новые шины, не забудьте их обкатать. Для обкатки достаточно около 300 км пробега со скоростью не более 60 км/час.
Что касается зимних шин, то они хотя и уступают шипованным в сцеплении на льду, более удобны в эксплуатации. И поездки с ними комфортнее. К тому же они дешевле. Их нужно ставить, если будете чаще ездить по очищенному твердому покрытию дороги и если у вас уже есть опыт вождения.
В последнее время все больше водителей предпочитает ставить «липучки». Поверхность протектора у них имеет множество насечек (ламелий), которые обеспечивают надежное сцепление не только на покрытом мягким снегом асфальте, но и на раскатанном перед светофором льду.
В современных моделях рисунок протектора делают асимметричным. Дело в том, что во время движения автомобиля его устойчивость обеспечивают разные зоны протектора. При разгоне - внутренняя сторона, при маневрировании - внешняя, при торможении - обе зоны. Поэтому на каждой стороне протектора направленность канавок и конфигурация ламельных блоков сделаны так, чтобы лучше выполнять названные функции.
Используют в новейших моделях зимних шин и современные технологии, работающие на микроуровне. В структуре резины образуются микроскопические поры и дренажные каналы, которые создают эффект губки, позволяющей впитывать с дорожного покрытия водяную микропленку. Именно она создает эффект скольжения резины по льду. С применением такой технологии шина начинает контактировать непосредственно с сухим слоем льда и буквально прилипает к нему.
Данный материал имеет и другие свойства, улучшающие сцепление с обледеневшим дорожным покрытием, поэтому такие шины предпочтительнее шипованных. Что касается несчастных случаев при выезде за город, то сегодня есть цепи противоскольжения, начали уже выпускать специальную сетку, которые можно быстро установить на колеса - с ними вы получите тот же эффект, что и от шипованных шин.
Материалы номера