«Большая книга» - лучший подарок

Пелевин даже фотографироваться старается в темных очках, чтобы отражение жизни общественной не упало на жизнь личную

forum.poets-club.ru

Свой  сорок восьмой день рождения он встречает победителем в читательском голосовании 

Подведены итоги читательского голосования в рамках российской национальной литературной премии «Большая книга», которая вручается с 2005 года. 23 ноября объявлен победитель «Большой книги», который получит 3 млн рублей. Им стал литературовед Павел Басинский с исследованием «Лев Толстой: бегство из рая».
А в собственно читательском голосовании победил Виктор Пелевин. Его последний роман «t» выиграл с большим отрывом от конкурентов. За него проголосовало 915 человек, и роман «t» получил 6213 баллов. На втором месте - роман Евгения Клюева «Андерманир штук» (4239 баллов), на третьем - роман Михаила Гиголашвили «Чертово колесо» (3854 балла), пишет kp.ru.


Под грифом «Секретно»

То, что произведения Пелевина читают и те, кто в последние годы не брал в руки никаких книг, можно объяснить позицией самого писателя, который утверждает: «Масскульт - это и есть Большая Культура, хотим мы этого или нет».
По адресу www.pelevin.r висит только одинокое объявление: «Витя! Когда найдется время, позвони мне, чтобы доделать сайт. А то люди ждут и ничего не происходит. Тема», - и ниже пояснение, что «работы ведет Артемий Лебедев». Итак, люди продолжают ждать, Виктор Пелевин периодически напоминает о себе очередной книгой и вновь скрывается на своей «вершине Фудзи, время зима»: «Писатель - это человек, который отвечает перед текстом, который он пишет, а не перед читателями или критиками. Поэтому это очень одинокое занятие». Литературной тусовкой пренебрегает, считая делом пустым, интервью дает крайне редко, первое время даже фотографировался всегда в темных очках, чтобы социальная сфера жизни не пробиралась в сферу личную: «Мне нравится писать, но не нравится быть писателем. Я писатель только в тот момент, когда я что-то пишу, а вся моя остальная жизнь никого не касается». Одни видят в такой жизненной позиции презрительную надменность к окружающим, другие - чрезмерную ранимость, третьи считают затворничество элементом буддийского мировоззрения Пелевина. Каких только слухов ни ходило о нем в начале его литературной деятельности! То он торговец наркотиками, то профессиональный дезинсектор, а то его и вовсе нет, под его фамилией работают несколько авторов...

В свою личную жизнь загадочный писатель до сих пор посторонних не посвящает, тогда как жизнь общественная уже по своему определению не может проходить под грифом «Секретно».

Пелевин в отрыве

Пелевин Виктор Олегович родился 22 ноября 1962 года в Москве. Он и сейчас живет в родном городе, в районе Чертаново; говорит, что из России уехал бы только ради путешествий. «У меня очень интересный знак. Дело в том, что зодиакальных созвездий не двенадцать, а тринадцать. Есть созвездие между Скорпионом и Стрельцом, оно называется Змееносец или Змеедержец. 22 ноября этот знак выявляет свое могущество». В 1979 году он окончил среднюю школу № 31, где в одно время с ним учились Михаил Ефремов, внук Хрущева Никита и другие непростые люди, а также будущая детективщица Полина Дашкова. Мать Виктора в этой же школе обучала детей английскому, а отец был преподавателем на военной кафедре МВТУ им. Баумана. Уже тогда Пелевин любил сочинять истории, в которых перемешивались реальность и выдумка. Однако поступил в Московский энергетический институт на факультет электрооборудования и автоматизации промышленности и транспорта. В 1985 году закончил его с отличием и пошел было в аспирантуру, но через два года начал учиться заочно в Литературном институте имени Горького. На вопрос, почему он вдруг решил стать писателем, Пелевин теперь отвечает: «Потому что я не хотел ходить по утрам на работу». А еще: «Я бы предпочел ничего не делать, но у меня ничего из этого не получилось».

О студенческих годах до нас дошли разные байки, вроде той,  как однажды он поспорил, что сдаст всю сессию без подготовки и на каждом экзамене будет говорить только об Аркадии Гайдаре. Все шло хорошо до последнего экзамена: по русской литературе XIX века, когда спорщик вытащил билет об «Отцах и детях». Группа замерла в ожидании. «Чтобы разобраться в романе «Отцы и дети», мы должны лучше понять фигуру Тургенева, - начал Пелевин, - а это станет возможным, только если мы поймем, что Иван Сергеевич Тургенев был своеобразным Аркадием Гайдаром XIX века. Итак, кто же такой Аркадий Гайдар?..» Пари он все-таки выиграл.

В 1991 году Пелевин был отчислен с формулировкой «за отрыв от института». Это выглядит странным, потому что к тому времени он как раз стал редактором отдела прозы издательства «День» (позднее - «Миф»), организованного его одногруппником Альбертом Егазаровым. Для этого издательства Пелевин занимался переводом трехтомника Карлоса Кастанеды и собирал материалы по магии и оккультизму. Егазаров и сейчас издает качественные книги, посвященные мистике и символике, Пелевин же мистифицирует читателей собственной личностью.

«Я пишу в стиле Пелевина»

К 1989 году относится его первая публикация: сказка «Колдун Игнат и люди» в журнале «Наука и религия», куда молодого писателя привел известный фантаст Эдуард Геворкян. Но фантастике Пелевин предпочел наджанровость: в критике существует довольно широкий разброс мнений относительно его творческой манеры, от поп-арта до русского классического пострефлективного постмодернизма. «Я пишу в стиле Пелевина», - заявляет на это сам автор. В 1991 году он получил «Великое Кольцо» за своего «Принца Госплана» (в номинации «крупная форма»), за которого в 1993 получит еще и премию Интерпресскона (в номинации «малая форма»). Это повесть о некоем Саше Лапине, который забыл, кто же он на самом деле: программист Госплана или фигурка на экране компьютера, где открыта игра «Принц Персии». «Принц Госплана» входил в первый сборник рассказов Пелевина «Синий фонарь», за который он в 1992 году получил Малую Букеровскую премию, и тогда же опубликовал в журнале «Знамя» две повести: «Омон Ра» и «Жизнь насекомых». Причем за процессом подготовки рукописей к печати следил очень ревностно, часто звонил редактору, иногда, по его словам, не из Москвы: «Я звоню из сталактитовых пещер, подвешенный к чему-то, кругом летучие мыши, быстро скажи, приняли рукопись или нет?».

«Омон Ра» в 1993 году удостоился премии Интерпресскона и «Бронзовой улитки». Многие восприняли книгу как запоздалую критику советского режима, но автор отрицает такую прямолинейную трактовку: «Я не писал сатиру на советскую космическую программу, поэтому книга имела успех и в России, и за границей. Это был роман о взрослении человека в абсурдном и страшном мире». Об абсурдном и страшном мире рассказывается и в романе «Жизнь насекомых», где персонажи то вроде люди, а то насекомые, как в басне или бредовом воображении Кафки. Пелевина любят сравнивать, видеть его продолжателем литературных традиций, основываясь на мельчайших совпадениях.

«В русской литературе было очень много традиций, и куда ни плюнь, обязательно какую-нибудь продолжишь», - невозмутимо реагирует писатель.

Все последующие книги Пелевина традиционно принято ругать: за жесткий цинизм, уклон в сторону развлекательности, самоповторы, а автора объявлять исписавшимся. Отзывы в таком духе появились уже после публикации в 1999 году романа Generation ‘П', который при этом стал известен даже больше «Чапаева и Пустоты» и получил в 2000 году не только «Бронзовую улитку», но и «Немецкую литературную премию имени Рихарда Шенфельда».  Автор рассказывает нам историю карьерного взлета копирайтера Вавилена Татарского, а попутно высмеивает весь мир рекламы и большой политики. Есть и еще один нюанс, о котором знают только почитатели Пелевина и участники литературной тусовки.

По ходу повествования живописно тонет в деревенском сортире литературный обозреватель Павел Бисинский, прообразом которого стал... тот самий Павел Басинский,   получивший официальную «Большую книгу» одновременно с неформальным победителем Пелевиным.  В свое время Басинский издевательскими отзывами попортил немало нервов начинающему писателю.  

Теперь Пелевина критика так не задевает, да и вообще он старается не читать газеты и не смотреть телевизор.  Своими первыми читателями он называет пару друзей: «После них ни одному критику не удается меня обидеть».

Слегка буддист

Сам Пелевин, не признавая шумихи, спокойно живет в своей квартире, любит кататься на велосипеде и путешествовать, особенно по местам паломничества буддистов. Себя при этом называет всего лишь учеником, занимающимся практикой, хотя интересуется восточными религиями с детства: «В то время любая религиозная литература была труднодоступной в СССР, но мы имели тонны и тонны атеистических справочников и методологических руководств для лекторов научного атеизма. Буддизм казался мне единственной религией, которая не походила на проекцию советской власти на область духа».

Писать Пелевин предпочитает утром, «в короткий промежуток между моментами, когда я просыпаюсь и когда начинаю думать. Во всяком случае, я не могу находиться в сидячем положении больше получаса, максимум - 20 минут». Рабочим местом признает любой стол, на который можно поставить ноутбук. Исправления в тексте, с легкостью производимые на компьютере, считает ошибкой, потому что из-за этого снижается концентрация, а лишняя правка иногда может все испортить. Полагает, что если его роман заставил нескольких его друзей три-четыре раза на протяжении чтения от души рассмеяться - цель книги можно считать достигнутой. Это неплохой критерий, с учетом того, что на всех угодить невозможно.

О премии

Российская национальная литературная премия «Большая книга» учреждена Центром поддержки отечественной словесности в партнерстве с Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям, Институтом русской литературы РАН, Российским книжным союзом и рядом ведущих российских СМИ.

Общий призовой фонд «Большой книги» 2010 года - 5,5 млн рублей.

О книге

Роман «t» Виктора Пелевина, которого называют главным мистификатором в современной литературе, является «фантазией» - описанием ухода Льва Толстого из «Ясной Поляны». Граф Т. - главный герой - является мастером боевых искусств, он пробирается в Оптину Пустынь; на пути ему встречается каббалистический демон Ариэль, утверждающий, что создал и мир, и самого графа Т...

Фото www.smi.ru