Чаще меняйте фильтр
Дмитрий ВАСИЛЬЕВ, ng@ng.kz
Принято считать, что дизельные двигатели неприхотливы, более экономичны и просты в эксплуатации. Это действительно так. Но при условии использования качественного топлива. Чем, к сожалению, мы похвастаться не можем. Можно ли что-то предпринять, чтобы избежать негативных последствий от заправки автомобиля плохой соляркой? Такие способы есть. О них рассказывает старший преподаватель инженерно-технического факультета Костанайского госуниверситета Геннадий САВЕЛЬЕВ.
- Когда говорят о плохом качестве дизельного топлива, то прежде всего имеют в виду наличие в нем механических примесей и воды, попадающих туда при транспортировке до АЗС, а также большое количество парафинов, которые еще остаются после переработки нефти.
В современных автомобилях часто применяют топливные системы с высоким давлением впрыска. А это требует использования в соответствующих деталях очень маленьких конструктивных зазоров и уменьшения отверстий распылителей форсунок. Попав туда, механические частицы ускоряют срабатывание металла, что приводит к увеличению зазоров. Да и отверстия распылителей забиваются. Все это меняет режим работы двигателя, от чего не только сокращается срок его службы, но однажды это может привести и к отказу. Чтобы избежать таких последствий, нужно чаще менять топливный фильтр. У каждой марки автомобиля срок замены определен разный, но специалисты советуют ставить новый топливный фильтр на треть раньше предусмотренного срока.
Фильтры сейчас выпускают многие предприятия, но, учитывая важность качества очистки топлива, лучше покупайте оригинальные. Те, что изготовлены авторитетными производителями. Там они проходят строгий контроль, поэтому наверняка соответствуют высоким техническим стандартам.
Что касается воды в топливе, то она приводит к коррозии компонентов систем впрыска. При постоянной эксплуатации вода может прокачиваться и давать о себе знать лишь некоторыми перебоями в работе двигателя, если же автомобиль какое-то время стоял, то от коррозии может произойти заклинивание плунжера, и тогда мотор не заведется. Мне известен случай, когда такое произошло после недельной стоянки автомобиля. Для удаления влаги предусмотрен специальный сливной краник.
Парафины в топливе имеют свойство при низких температурах превращаться в микрокристаллы, которые в виде воска скапливаются в сужениях топливопроводов. Это может вызвать недостаток или полное прекращение подачи топлива со всеми негативными последствиями. Вплоть до гидроудара в системе, приводящей к поломке деталей.
Эту проблему решают с помощью модифицированных присадок. Здесь нужно знать еще о некоторых свойствах топлива, на которые рассчитывают конструкторы при проектировании дизелей. Речь идет о смазывающих свойствах солярки и ее способности растворять и удалять коксовые отложения на деталях двигателя, которые образуются в результате сгорания смолистых веществ. Поскольку данными свойствами в полной мере обладает только качественное топливо, присадки призваны наделить такими характеристиками и плохую солярку.
Но дело в том, что присадки дают комплексный эффект. Причем разный. Они все могут в равной степени повышать цитановое число, но в разной степени влиять на смазывающие свойства топлива и снижение температуры застывания парафина. Одни, например, могут еще больше ухудшить смазывающие свойства некачественного дизельного топлива, а температуру кристаллизации парафина снизить не на такую величину, на которую вы надеетесь. Выбор присадок зависит и от степени изношенности деталей двигателя автомобиля. То, что приемлемо для уже разработанных зазоров, вряд ли подойдет для «свежего» двигателя. Поэтому выбор присадок нужно делать опытным путем. Для начала спросите у специалистов, какие присадки применяются в наших условиях, а затем пробуйте на своем автомобиле. Если вы заметили, что двигатель стал мощнее, его шумность снизилась и уменьшился расход топлива, значит вы сделали правильный выбор.
Материалы номера