Ремонт - находка для бюджета
Ольга ЛИХОГРАЙ
Дорожно-ремонтная пора в Костанае в этом году практически завершена. Чернеющие новеньким асфальтом трассы открыты для проезда автотранспорта. Некоторые дороги полностью изменили облик: расширили проезжую часть, обзавелись остановочными павильонами. Но все эти очевидные преимущества как-то быстро теряются на фоне других, отремонтированных всего несколько лет назад костанайских улиц, на которых уже явные дефекты. Ведь большинство новых трасс не проходит у нас испытание временем даже после капитального ремонта. С какими дорогами Костанай встретит новую зиму и с чем окажется весной?
Пять реконструкций
Кажется, что у нас есть улицы особого значения. Те, которые в центре и его окрестностях, ремонтируют часто и щедро. На второстепенные, те, что на окраинах, деньги либо не вкладываются вообще, либо ремонт растягивают на два-три года.
Этот сезон был богат на реконструкции. 5 улиц Костаная за летне-осенний период существенно изменились. На их переделку из бюджета Костаная было потрачено чуть больше 1 млрд 300 млн тенге. На приличном участке ул. Л. Беды в границах ул. Алтынсарина - Мауленова, длиной почти 2 км, вместо ям появился добротный асфальт. Ул. Киевская от ул. Матросова до ул. Узкоколейной радует глаз свежим покрытием и новыми разметками.
Ремонт на ул. Бородина в границах ул. Тарана-Рабочей был закончен еще в конце лета и сейчас подрядчики приступили к объемам 2011 года.
- Мы уже практически дошли до участка по ул. Лермонтова, который должны ремонтировать в 2011 году, - сообщил «НГ» директор ТОО «АБЗ плюс» Мендыбай ОМАРОВ. - Ремонт приостановили, потому что на 1000 кв. м дороги нам не хватило средств для укладки асфальта. Ямочный закончили еще в июне.
ТОО «Ван» в этом году ведет реконструкцию ул. Узкоколейной от Федоровской трассы и до въезда в сам поселок Узкая колея. В этом году будет сделано 2,2 км дороги. Еще 750 м оставят на будущий год.
- Ул. Узкоколейную в этом году мы расширили с 7 до 14 м, теперь она будет четырехполосной, - рассказал «НГ» старший прораб ТОО «Ван» Павел ГУКОЯН. - Реконструкция и капитальный ремонт - лучше всего для наших улиц, но на них нужно больше средств. На качество ремонта дорог влияют не только деньги, но и согласованность нашей работы с коммунальными службами.
Как говорит Гукоян, сейчас под ремонт трасс сразу закладывают ремонт всех коммуникаций - водопровода, газопровода, кабелей связи и т. д. Когда специалисты меняют трубы, то им зачастую не хватает техники, чтобы уплотнить заново проложенные коммуникации. За ними приходят дорожники, которые делают покрытие, а что осталось внизу - неизвестно.
- Посмотрите, у нас очень много провалов и ям на дорогах, все в основном возле колодцев, - объясняет Гукоян.
Все дело в битуме
Как убедились корреспонденты «НГ», провалы после недавнего ремонта можно найти не только возле колодцев. Этим летом прошел ямочный ремонт на перекрестках ул. Алтынсарина-Лермонтова и Алтынсарина-Орджоникидзе, гарантия на который, как заявляют специалисты, один год. Но не прошло и двух месяцев, как эти два перекрестка покрылись вздувшимися асфальтовыми пузырями. Лавировать между этими многочисленными кочками невозможно, а ехать по ним - портить машину и нервы.
В самом центре Костаная ул. Баймагамбетова, капитально отремонтированная полтора года назад в границах Аль-Фараби - Гоголя, уже испещрена мелкими ямами. Ул. Каирбекова, на которой реконструкция между Тарана-Павлова прошла в 2008 году, посыпалась уже в 2009. Тогда на ней провели ямочный ремонт. Этой осенью на участке Каирбекова-Аль-Фараби снова сплошные ямы.
- Дефекты, выявленные в ходе эксплуатации объектов в 2010 году, установлены по среднему ремонту дорог, - рассказал «НГ» заместитель начальника ГУ «Отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата Костаная» Брали МУРЗАБЕКОВ. - По ул. Алтынсарина и по ул. Баймагамбетова они были устранены до 1 июня этого года.
- Работать абсолютно без дефектов невозможно, когда большие объемы, - считает Мендыбай Омаров. - Мы переделывали 2000 кв. м по ул. Алтынсарина. Специально проводили экспертизу в независимой лаборатории, искали причину. Оказалось, что битум, который мы приобрели, был некачественный, а битум - основной связующий элемент. Как оказалось, что некачественный битум закатали в асфальт на приличном участке дороги, непонятно.
- Авторский надзор существует только для трасс с капитальным ремонтом и реконструкцией, - объяснила главный инженер ТОО «Косатанайтехпроект» Татьяна ШЕВЧЕНКО. - Проверяется, чтобы трассы не отклонились от проекта. По ямочному и среднему ремонтам есть только технический надзор. Но основная ответственность за качеством лежит на подрядчиках. Они относят материалы в независимую лабораторию и должны заранее видеть, чем укатывают дорогу.
Разная интенсивность
Судя по быстро разрушающимся трассам, контроль за тем, чем, как и где их укатывают, у нас очень слабый. Непонятно и как определяют улицы, которые нужно ремонтировать в первую очередь, а с которыми можно повременить.
- Существует такое понятие, как лицо города, - говорит Павел Гукоян. - Но не только поэтому центральным улицам уделяют больше внимания. По ним больше всего ходит транспорт, а улицы с интенсивным движением требуют больше ремонта.
В этом году прошла реконструкция на 1,7 км ул. Л. Беды в границах ул. Алтынсарина-Мауленова, на которую было потрачено почти 384 млн бюджетных тенге. На первый взгляд дорога смотрится хорошо, многие неизбалованные костанайцы на нее не нарадуются. Однако участок этот проходит в районе частного сектора, по которому ездит минимум пассажирского и другого транспорта. В то же время ул. Герцена, на которой грузопоток больше, чем на проспекте Абая, лет 6-7 не видела даже ямочного ремонта.
- У нас даже во дворах - сплошные ямы, - пожаловался недавно «НГ» Кикбай УРАСТАЕВ, - а о самой Герцена и говорить нечего. Все автобусы собираются у нас. На пересечении Герцена-Курганской постоянный поток грузовых, фур, прицепов, контейнеров, ведь обе дороги ведут на выезд из города.
По главной улице с деньгами
О проспекте Абая можно говорить особо. Только в этом году в него закатали почти 357 млн тенге, что составляет четвертую часть от реконструкции всех пяти улиц областного центра (!). Это в 3,5 раза больше средств, выделенных на капитальный ремонт ул. Победы в границах ул. Алтынсарина-Баймагамбетова с охватом ул. Дулатова в границах ул. Победы-Амангельды.
Сравните объемы. Пр. Абая в этом году ремонтировали в три этапа - от ул. Тарана до ул. Воинов-Интернациолистов, затем от ул. В.-Интернационалистов до путепровода, и дальше до ул. Энергетиков. То есть начали ремонт от самого центра и закончили за дачными участками. Там, куда доезжает единственный автобус маршрута №18, как раз у поворота на президентскую резиденцию. Учите, что все это средний ремонт, который ,по заявлениям тех же подрядчиков, относится к временно поддерживающему. Через пару лет дорога все равно потребует капитального ремонта.
На фоне таких масштабов отремонтированный кусочек ул. Победы в районе Центрального рынка, где, кстати, всегда огромное скопление транспорта, выглядит просто жалким.
Также жалко смотрится ямочный ремонт Костаная, сделанный в семи частях Костаная. На его долю перепало всего 55 млн тенге. Хотя толку от него при соблюдении технологии больше. Кстати, грамотные специалисты уже сейчас уверяют, что ремонт на многих улицах в этом году сделан с нарушениями. При реконструкции вместо щебня использовали «хвосты» - остатки щебня, которые мягче по структуре и разрушаются быстрее.
Неправильно и то, что реконструкция всех дорог делается не враз, а разбивается на два года. Некачественные стыки на трассах можно заметить уже сейчас. А именно на них образуются трещины, которые при попадании влаги разрастаются до огромных ям.
По технологии поперечные стыки должны обрезаться фрезой, а швы шлифоваться специальной машиной. Но этим никто себя не утруждает, потому что дороги и так примут. Никто себя не утруждает и подсчетом средств налогоплательщиков, бесполезно закатанных в изначально неграмотный ремонт. А отсутствие логики у наших чиновников при распределении средств и трасс под ремонт можно проверить уже весной следующего года. На большинстве из перечисленных улиц, как показывает практика, невзирая на гарантию, будут сплошные дефекты.
После июньского ямочного ремонта ул. Алтынсарина уже в начале октября «пошла пузырями»
Распределение бюджетных средств по видам ремонта в 2010 году
Рисунок Алексея МАЦАРИНА
Фото Николая СОЛОВЬЕВА
Материалы номера