Поля брани
Юрий БОНДАРЕНКО
Нет, я не чистоплюй. Могу и сам при случае загнуть. Мало того, каюсь, но меня не коробит и не коробила армейская брань либо хлесткие слова строителей и землепашцев. Но когда люди, изображающие из себя интеллектуальную элиту, начинают глубокомысленно вещать о брани, а то и демонстрировать свою в ней искушенность, становится забавно. Мне они почему-то начинают напоминать цирковых обезьян и медведей на велосипедах. Ведь это так просто: не зная ни бессонных ночей на посту, ни пронизывающих ветров, ни грязи и пыли на стройках и полях, закрутить чего-нибудь этакое - и чувствовать себя воителем с постылой цензурой за прогресс всего человечества!
И ладно бы этакие свободолюбцы самовыражались где-то за стаканом водки да с огурчиком, подцепленным на кончик вилки. Так нет же, они рвутся в учителя человечества! Странно ли, что и в вузах все чаще слышишь смачные словечки из уст студентов и студенточек, мирно беседующих между собой. А ведь не только в аудиториях, но и в таких вот коридорах и у входов в вузы взращиваются будущие учителя и руководители.
Самое же печальное, на мой взгляд, здесь то, что утрачивается ощущение грани между высоким, низким и тем, что соответствует определенному времени и месту. А это, как показывает история мировой культуры, всегда чревато нешуточными последствиями. Не говоря уже о том, что явление на свадьбу, званый ужин или ток-шоу в грязной робе, лаптях или одеянии бомжа, естественно, будет выглядеть, мягко говоря, странным ... Так же, как стриптиз в Думе или сенате. Но ведь интеллигентские пляски вокруг брани, как составляющей культуры, это то же самое. А уж искусство потому и названо искусством, что, основываясь на древнейшей магии слов и сакральных символов, оно на протяжении долгих столетий оказалось способным говорить обо всем, используя многоцветие словесных и образных взамен самых, казалось бы, неэстетических картинок и выражений.
Но когда нечего сказать по существу, когда видение жизни ограничено узким кругом «своих», когда и чувства-то мельчают, что еще и остается, как не кричать, визжать, щеголять мнимо народной речью и привлекать внимание чем угодно, только бы услышали? Авось в гамме и бомондной суете неоэстеты примут визг и крики за новое слово в искусстве? Может быть, в этом и есть свой узко практический расчет. Но очень уж узкий. Боюсь, для того, чтобы остаться на достаточно заметный срок в истории культуры Сальвадором Дали или Александром Пушкиным, одного эпатажа мало. Надо бы еще в первом случае уметь рисовать, а во втором писать стихи. А как думаете вы?
Материалы номера