«Наверно, это шутка...»
Алексей КАДАНЕР, Лента.ру
Никто не сомневается в том, что Льоса, завсегдатай в списках соискателей, премию заслужил. Хотя бы потому, что он обладает редким и почти утерянным в наше время талантом - умением рассказать историю.
В последние годы в списках наиболее вероятных кандидатов на Нобелевскую премию Марио Варгас Льоса стоял едва ли не особняком. Мало кто из тех, кому прочили награду, мог похвастаться таким литературным наследием и авторитетом и уж тем более принадлежностью к латиноамериканскому «буму» 60-х годов. В какой-то момент величина Льосы как писателя стала настолько очевидной, что присуждение ему Нобелевской премии, казалось, будет только лишним знаком внимания. Невозможно было понять - то ли Марио Варгас Льоса достоин Нобелевской премии, то ли наоборот.
Литературный путь Льосы начался в 1960-х годах с публикации автобиографического «Города и псов». Вслед вышел не менее успешный «Зеленый дом», утвердивший автора в статусе одного из самых технически изощренных писателей Латинской Америки. В своих последующих романах (всего их было опубликовано около 20) Льоса только подтверждал это звание. Второго писателя, книги которого так сильно отличаются одна от другой, навскидку назвать сложно.
Тем не менее техника сама по себе никогда бы не стала причиной такого успеха, если бы не материал, к которому она прилагалась. Главной и единственной темой творчества Льосы всегда была его родина: природа Перу, мифы Перу, люди Перу, история Перу и всей Латинской Америки. Следуя словам Маркеса, который говорил: «Диктатор - это единственный законченный типологический образ, который дала Латинская Америка», Льоса осветил эту тему сполна. Трагедия человека, жизнь которого подчинена диктатуре, ярче всего была показана в «Разговоре в Соборе», «Войне конца света» и «Празднике Козла».
По лукавому признанию перуанца, его имя так часто упоминали в числе вероятных лауреатов, что он давно оставил мысль о Нобелевской премии. Даже узнав о том, что она ему присуждена, Льоса принял известие за шутку: ведь так над ним уже подшучивали раньше.
Материалы номера