Море фильмов захлестнуло остров Лидо
www.lenta.ru, rg.ru
Старейшему в мире кинофестивалю, а он в этом году был 67-м, нынче выпала удача. Кризис задержал в производстве многие фильмы и шедевры не поспели ни к февральскому Берлину, ни к майскому Канну. Поспели к сентябрьской Венеции. Так что выбор был обширным. В конкурс хотели попасть более 4 тысяч лент, попали 24. Среди избранных - российские «Овсянки», мистико-эротико-этнодорожное кино, которое снял екатеринбургский режиссер Алексей Федорченко.
Раздача львов
Фестиваль завершился 11 сентября. Награды раздавало жюри под председательством Квентина Тарантино. Главная награда - «Золотой лев» - досталась Софии Копполе за «Где-то» (Somewhere).
- Это маленький личный фильм, я не ожидала получить за него приз, - призналась растроганная Коппола, а председатель жюри заявил, что «это работа настоящего художника». «Серебряный лев» за лучшую режиссуру был вручен Алексу де ла Иглесии за «Печальную балладу для трубы» (Balada Triste de Trompeta) - гротескную историю о белом и рыжем клоуне, которые враждуют во франкистской Испании. Она же удостоилась и премии «Озелла» за лучший сценарий.
Российскому конкурсанту, «Овсянкам» Алексея Федорченко, дали пять премий: тоже «Озеллу» за лучшую операторскую работу, приз FIPRESCI за киноязык, приз экуменического жюри, а также премию «Золотая мышь» содружества интернет-критиков и премию падре Назарено Таддеи - того самого, что защитил когда-то от нападок церкви фильм Феллини «Сладкая жизнь».
Получая награду, Федорченко отметил, что был почти уверен в успехе, потому что «Михаил Кричман - один из лучших операторов в мире». Но кубками дело не закончилось: режиссера во всеуслышание поблагодарил сам Квентин Тарантино, который счел, что фильм вышел прекрасный - «по-настоящему поэтическое произведение», а актерский ансамбль сложился удивительный.
Ждите птичек осенью
В этой картине маячит тень уже не существующего угро-финского народа меря, который населял русский Север, потом слился с русскими и остался в генетической памяти северян - смолян, костромичей, новгородцев.
Фильм извлекает из этой памяти мерянские обряды, обычаи и представления о добре и зле. И эти обряды заставляют нас заново пересмотреть свои предрассудки, возвращают к человеческому естеству. А сюжет прост: человек в сопровождении друга и двух птичек-овсянок едет по дорогам России предать тело умершей жены очистительному огню и все уносящей воде. Такой волшебный фильм, который завораживает и после окончания долго не отпускает.
Попасть на официальную премьеру фильма было практически невозможно: зал был забит под завязку. Смотрели в абсолютной, редкой здесь тишине, после окончания устроили четвертьчасовую стоячую овацию. На самом деле, конечно, это мало что значит: стоячие овации на премьерах в Венеции, как и в Канне, почти непременный ритуал. Важнее и необычнее другое: жюри по определению обязано хранить невозмутимый вид. Но Тарантино, в нарушение всех норм, тоже бурно аплодировал съемочной группе стоя. А это чего-то стоит.
Упреждая награждение, очень неплохие оценки выставили фильму в ежедневном рейтинге журнала Variety, который во время фестиваля делает свои специальные выпуски. В жюри этом участвуют 20 критиков ведущих мировых изданий (российских среди них нет и не бывает). 3 критика поставили фильму пятерки (наивысший балл), 4 - по тройке, остальные по четверке или четверке с половиной. Правда, критик из Il Manifesto выставил двойку. Но в целом это были лучшие показатели в рейтинге.
Главные роли в «Овсянках» - экранизации повести казанского писателя Дениса Осокина - сыграли Юрий Цурило, Игорь Сергеев и Юлия Ауг. Продюсер картины Мэри Назари рассказала, что фильм, уже заявленный в программе фестивалей в Торонто и Лондоне, был куплен для европейского проката и выйдет во Франции тогда же, когда и в России - в конце октября.
Ради старта на венецианской Мостре «Овсянки» снялись с конкурса Московского международного кинофестиваля. Зато теперь уже с наградами и в роли фаворита предстанут на начавшемся российском фестивале «Киношок».
Золото и серебро
София, дочь знаменитого режиссера Фрэнсиса Копполы, не посрамила честь фамилии. Хотя ряд критиков считают ее фильм безупречным с точки зрения профессионализма, но не «золотым». Однако критикам критиково... А что собственно зрителям?
- Картина начинается длинным статичным планом, который читается как исчерпывающая картину метафора: на экране по замкнутому кругу, рыча, мчится роскошный Peugeot. Кругом пустыня, кар мчится нигде и никуда. Фильм - экспозиция такой жизни, протекающей нигде и никуда не устремленной, - написал о картине обозреватель «Российской газеты» на своем блоге Валерий КИЧИН. - Герой - знаменитый киноактер Джонни Марко. Ему готова отдаться любая красотка. Его ждут города и страны, встречая с кортежем и отдавая ему лучшие номера лучших отелей. Это жизнь без дома, вся протекает в отелях, автомобилях, самолетах и вертолетах. Это жизнь, где женщины меняются так часто, что Джонни засыпает при зрелище специально вызванных танцовщиц у шеста, он даже способен захрапеть в момент постельной страсти. Это жизнь, где нельзя выйти на балкон номера, чтобы девушка на балконе внизу не начала немедленно раздеваться.
По идее, не жизнь, а мечта. Но Джонни в ней как лунатик. Он в толпе одинок и потерян. Он разговаривает с друзьями и теми, кого не вспомнит, улыбаясь по инерции, на автомате. И все равно сидит на этих «парти» один, лакает как в тумане пиво или whisky-on-the-rocks. Тоже по инерции, не чувствуя вкуса.
В начале фильма он свалится с лестницы, сломает руку и будет всю картину ходить в гипсе. Гримеры тоже его замуруют в гипсовую маску, а когда ее снимут, он с изумлением увидит себя в глубокой старости. Его играет Стивен Дорфф («Башни-близнецы»).
София Коппола с ее безошибочным режиссерским чутьем точно подобрала в пару Стивену Дорффу Элль Фэннинг на роль его дочки - единственного существа, которое придает жизни смысл. Единственной особы женского пола, которую Джонни по-настоящему любит. Это та самая Элль Фэннинг, которая недавно снялась в фильме Андрея Кончаловского «Щелкунчик», и русский режиссер ждет, когда 12-летняя актриса чуть подрастет, чтобы снять с ней «Ромео и Джульетту». Она действительно хороша: не по годам развита, прекрасно ощущает партнера, способна без слов выразить целую гамму чувств. Без налета рисовки, она уже настоящая профессиональная кинозвезда.
Фильм, зависнув вместе с героем «нигде», вместе с ним никуда не движется и ни к чему не придет. Это можно считать недостатком, а можно - режиссерской смелостью, потому что ничто не выразит лучше характер звездной жизни, чем этот зависший фильм. Снятый со знанием дела, очень остроумно и с замечательной - скрытой, едва ощутимой - иронией.
Испанское серебро
45-летнего испанца Алекса Де Ла Иглесиа за фильм «Печальная баллада для трубы» (в международном прокате «Последний цирк») уже сравнивают с Феллини, с Феллини, вместившего в душу всю человеческую историю.
- Я сделал этот фильм, чтобы изгнать из души боль, которая не смывается, как нефтяное пятно, - пишет режиссер в предуведомлении к премьере. - Я чувствую себя искалеченным жутким и печальным прошлым, как если бы я тонул в ностальгии по чему-то, чего никогда не было. Это кошмар, который не дает мне быть счастливым. Я хочу аннигилировать ярость и боль шуткой и гротеском, которые заставят людей смеяться и плакать одновременно.
Он назвал свою картину по имени песни Рафаэля «Печальная баллада для трубы» и поместил ее действие в 1973 год, когда ему было восемь лет. Фантастичны уже титры, которые предлагают непривычный для современной анемии эмоциональный напор и сопровождаются гротескным смехом свифтовских лилипутов. Нас приглашают во вселенский цирк. И мы для начала окажемся на арене уличного шапито 1937 года - года гражданской войны в Испании, маршей франкистских штурмовиков по улицам Мадрида, активного созревания националистического переворота. Цирк под бомбами - это состояние войны уже не покинет картину до финала.
Потом время ускорится и с помощью хроники переместится в 1973-й. Хроника будет напоминать тот же цирк, только черно-белый.
Лирический герой фильма Хавьер - потомственный клоун, но - белый, печальный, как и наказал ему отец. В цирке есть и рыжий - мачо Серхио. Оба влюблены в акробатку Наталью. Мачо считает ее своей. Его любовь напоминает убийство. В этом фильме вообще секс ужасен, а ужас сексуален. Сюжет вырастает одновременно и из вечного циркового смертоубийства между клоунами белым и рыжим, и из оперы «Паяцы», где, смеясь, убивают и умирают.
Цирк выявляет в мире черты абсурда. Мотоциклист - человек-ядро - летает между зданиями на высоте крыш, гулко шмякается о стены, издает предсмертные стоны, но регулярно остается в живых. В этом фильме можно бить человека молотом по животу на плахе паркового аттракциона для измерения силы удара - и это еще не будет финалом его жизни.
В фильме есть то гениальное хулиганство, которому только и под силу утрамбовать в полтора часа весь наш смертный человеческий мир с его бессмертной глупостью. Мир, где людям при встрече нужно, как в этом фильме, приветствовать друг друга вопросом:
- Из какого вы цирка?
Советуют не пропустить
Блокбастер китайского режиссера Цуй Харка «Детектив Ди и тайна призрачного пламени», снятый в HD, предлагает такое изобразительное и техническое совершенство, такие захватывающие дух боевые и массовые сцены, такие интриги и спецэффекты, что Гарри Поттеры с Властелинами колец отдыхают. Действие происходит в 600-х годах до нашей эры, во времена династии Тан, но дальше начинается чистое фэнтези: 80-метровая статуя Будды, внутри которой ходят лифты, под Буддой - сказочно прекрасный город, и парусники спешат к пристани, и слоны с верблюдами везут бурдюки с вином, и дивные девы танцуют под неземную музыку. Фабула закручена туго: коронация императрицы омрачена случаями самовоспламенения людей. Детективу Ди надо разобраться в причинах кошмара.
Фото
Материалы номера