Что пахнет хуже навоза

Семен СУХАНОВ

А при чем тут навоз? Конечно, его запах - не парфюм. Хотя еще юный поэт Сергей Есенин упрекал горожан: «Этот хлеб, что жрете вы, ведь мы его того-с, навозом...» Так что неча нос воротить от запаха сарайного и полевого. Тем более, что его  давно сменил тоже не сладкий аромат выхлопных труб.

Но вот до появления автотранспорта, когда ездили исключительно на тягловой лошадиной силе, жителей Лондона пугали тем, что лет через 50 город будет буквально завален конским навозом, столько появилось экипажей. Но этого не случилось в столице Туманного Альбиона и в других городах мира - лошадиная сила переместилась в двигатели внутреннего сгорания. И вот автомобилей стало столько, что скоро на каждого жителя планеты придется по выхлопной трубе.

Наш провинциальный Костанай буквально забит легковым автотранспортом, только постоянный ветер как-то спасает нас от выхлопных газов. Ну а как же в городах США, Европы, Японии, где автолюбителей на улицах вдвое-втрое больше нашего? Они-то уж...

Нет, не задыхаются, как мы, ибо их новые автомобили в 8-10 раз менее токсичные, чем наши. И бензин у них чище, и сами машины эксплуатируются до определенного срока, а те, что постарше и токсичнее - к нам, на наши не везде продуваемые улицы. Ну а «пробки» на уличных дорогах? Есть они и у них, но все же не нашенские: там дороги шире, меньше перекрестков и светофоров. А частые остановки - в четные дни месяца ездят на авто с четными номерами, а в нечетные - с нечетными. Так что ни Россия, ни другие страны СНГ совсем не готовы к массовой автомобилизации ни по каким параметрам? Ездят на старье,  горючее высокотоксичное, дороги тоже, извините, ни к черту.

Наша отличительная особенность: порядка меньше, а вот шику и самодовольства за рулем автомарок - хоть убавляй раз в 100. Ну как это ехать одному или вдвоем на «тачке» с мощностью движка менее 200-300 лошадиных сил, а то и мощнее? Да смеху подобно для  «крутого»!

Так неужели никто не задумался о том, что хватит раскатывать на легковых авто с двигателем такой мощи, уж и так загрязнили атмосферу до того, что парниковый эффект дает о себе знать  - жарой, наводнениями, тайфунами, засухами, потопами. Да и что делать на внедорожниках в узком формате городских костанайских улиц?

При этом такое раздолье для контролирующих органов: штрафуй нарушителей, вводи жесткие правила... Но, похоже, в нашем городе никому это не нужно. Пока не заметно какого-то решения транспортной проблемы. А между тем автомобили, лишенные сколь-нибудь приемлемых парковок, заполонили дворы многоэтажек, детские площадки. Они везде, где им быть бы не положено.

Пока идешь  мимо своих подъездов (у «Чародеюшки), тебя обгонят и попадутся навстречу от трех  до пяти автомашин. Фасонистых, мощных. Они еще порой и сигналят: дорогу, дескать, дай, аль не видишь и не слышишь! Как же! Видим, слышим, обоняем... И впору действительно тосковать по забытому запаху навоза. Или, может, по не менее забытому порядку?