C широко открытыми колодцами

На улице Амангельды приходится объезжать 10 таких колодцев

Ольга ЛИХОГРАЙ

Областной центр постепенно превращается в зияющую пропасть?

Колодцы Костаная становятся опасными ловушками для жителей областного центра. Причем реальную угрозу они представляют как для пешеходов, так и для автомобилистов. В этом году угроза стала столь очевидной, что люди начали обращаться в суд с исками на незакрытые люки. Да и общий рейтинг опасных мест Костаная, в которых появляются открытые колодцы, с каждым годом растет. Почему в наших дворах и на магистралях зияют страшные дыры и реально ли найти ответственных за вред от них?

Шестеро пострадавших

Если бы какой-нибудь экстравагантный режиссер задумал снимать фильм ужасов,  то наверняка выбрал улицы и несколько дворов Костаная. И именно те, на которых как коварные ловушки расположились  колодцы канализационные, водопроводные и колодцы связи. Занимая порой целые улицы или прячась в зарослях, даже издалека они смотрят устрашающе. Только этим летом в них проваливались десятки детей и взрослых. Многие пострадали. Несколько исков сейчас находится в суде.

- В середине июня мой водитель развозил сотрудников по домам, - рассказал «НГ» бизнесмен Камбар ИСЕНБЕКОВ. - Ехал по ул. Урицкого в три часа ночи. На участке оказался колодец, прикрытый самодельным люком. К вырезанному листу железа была приварена труба. И эту конструкцию вставили в колодец.

Когда «Фольксваген»-бус на нее наехал, труба выскочила и машина поехала по ней. Днище выгнуло в сторону, дверцы сломались, шестеро человек с различными травмами были доставлены в больницу. У одного из пассажиров треснул копчик.

- Независимая экспертиза оценила ремонт в 508 000 тенге, - говорит Исенбеков. - Ведь только подушка безопасности у такой машины стоит 1000 евро. Машина уже 2,5 месяца простаивает, а суд все идет.

Как рассказала адвокат Исенбекова Галина КУШНИР, суд длится с июля, а результатов никаких. Ведь, как выяснилось, колодец по ул. Урицкого принадлежал заводу химволокна, которого давно нет. Колодец обслуживает ГКП «Костанай-Су», но на балансе у него он не стоит. И фактически болтается в воздухе.

- Поиск виновных - целая проблема, - говорит Кушнир. - Представители ГКП «Костанай-Су» все сваливают на бездействие дорожных полицейских. Дорожные полицейские говорят, что при оформлении ДТП вызывали криминалистов. А те написали отказ в возбуждении уголовного дела. И все рассыпается. Недавно я подала иск на дорожных полицейских, чтобы столкнуть их в суде с «Костанай-Су», иначе дело с мертвой точки не сдвинется.

Опасная «открытость»

Только у  Кушнир сейчас в суде находятся три дела, связанных с пострадавшими от открытых люков. Большая часть людей до судов не доходит. Жалобы на незакрытые колодцы поступали в «НГ» все лето. А 6 сентября журналисты сами проехали по нескольким улицам и дворам, чтобы убедиться в ужасающей картине.

Лидером по количеству зияющих дыр оказалась ул. Амангельды в центральной, что характерно, ее части. На два колодца без люков мы наткнулись на перекрестке ул. Амангельды-Железнодорожная. Они спрятаны в высокой траве настолько, что и днем их приметить сложно, а ночью тем более. Вокруг резвятся дети. Делаем несколько шагов и снова натыкаемся на два открытых колодца, дальше еще два. Напротив дома по ул. Амангельды, 187 замечаем колонку, под которой колодец с перевернутой крышкой.

- Поставили эту колонку недавно, - возмущается живущая здесь Анна СЕРЕДЯК. - Землю оставили, а забетонировать забыли. Вода уже все размыла, что зимой будет?

- Колонку настолько подмыло, что становится страшно набирать воду, - соглашается с ней сосед Андрей КАРАСЕВ. - Она ведь может рухнуть в любую минуту.

Чуть дальше видим два «закрытых» колодца - один засыпан мусором, другой накрыт деревянным листом. По той же Амангельды возле строящейся областной поликлиники - открытый колодец глубиной 5-7 метров. В пару шагах - еще два без крышек. На перекрестке ул. Амангельды-Байтурсынова колодец добротно закрыт люком, но находится сантиметров на 30-40 выше уровня трассы, чем и вызывает нецензурное недовольство всех водителей.

Еще один колодец замечаем недалеко от ул. Байтурсынова, 105, прямо между городской СЭС и «Жилстройсбербанком». «Люком» ему служит гора пакетов, пластиковых бутылок и другого мусора. На пересечении ул. Гоголя-Летунова, аккурат за ГКП «КТЭК» - два зияющих колодца прямо на проезжей части. Такие же устрашающе открытые дыры - прямо на парковке клуба «Secret» - напротив остановки «КЖБИ». Буквально месяц назад в один из них провалился молодой человек, приехавший отдохнуть в ночной клуб. Парень поставил на стоянку машину, а когда начал ее обходить, угодил в люк с пожарным гидрантом внутри. Расшиб себе подбородок, сломал руки.

Воруют даже пластмассовые

Того, что статистика несчастных случаев из-за открытых колодцев только ухудшается, не скрывают и в ГКП «Костанай-Су».

- Судов становится больше, - говорит главный инженер ГКП «Костанай-Су» Казбек ШАЛАБАЕВ. - Но что мы сделаем, если люки воруют? На балансе нашего предприятия сейчас 9198 канализационных колодцев и 4057 - водопроводных. В этом году нам еще добавят 200 колодцев, расположенных в Северо-Западном районе, потому что обслуживать их некому.

Как считает Шалабаев, закрывают колодцы их специалисты только по сигналам жителей. Если поступила информация, что в таком-то районе нет люка, сотрудники должны за несколько дней закрыть колодец. А если сигнала не было, то на предприятии об этом знать не могли, значит и отвечать за пострадавших некому.

- Очень много колодцев мы обслуживаем, но они не стоят на нашем балансе, - признает Шалабаев. - Ведь процедура передачи бесхозных колодцев довольно долгая. С момента обнаружения ничейного открытого колодца должен пройти год, чтобы его признали брошенным. После этого его ставят на учет в ЦПИ и только потом передают на баланс предприятию.

Время, которое колодец до этого был бесхозным, и официальный год для его постановки на баланс в расчет не берутся. Весь этот период он считается бесхозным, а за несчастные случаи отвечать некому.

Кстати, в этом году ГКП «Костанай-Су» в экспериментальном порядке установилО несколько пластмассовых люков. Но... как оказалось, их тоже воруют.

Ответственных не найти

Фактически такое количество открытых колодцев - предельная стадия нашего коммунального бардака. Повредить машину или что-нибудь себе сломать можно и при закрытом люке. Если он находится ниже уровня трассы, автомобилисты попадают в него как в яму, если выше, то наскакивают как на бугор. А за такими примерами даже не нужно ездить на окраины города. Самый центр Костаная - ул. Баймагамбетова, которую капитально (!) отремонтировали полтора года назад. Колодцы на ней в границах пр. Аль-Фараби - ул. Гоголя издалека напоминают мелкие ямы. И ныряют на этой улице с интенсивным потоком автомобили в них, как в ямы. Люки при этом ходят ходуном. Колодцы размещены здесь на 5-10 сантиметров ниже уровня трассы. А это абсолютно недопустимо по СНиПам. 

- В процессе эксплуатации владельцы подземных коммуникаций обязаны содержать крышки люков смотровых и других колодцев и камер, а также газовые коверы на проезжей части улиц и тротуарах на одном уровне с асфальтобетонным покрытием, - сообщил «НГ» начальник ГУ «Отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата Костаная» Александр МАКЛЮК. -  Для этого эксплуатационные организации должны проводить периодические осмотры их состояния. При перепаде отметок более 1 см необходимо принимать меры по исправлению дефектов.

Текущий ремонт колодцев инженерных коммуникаций, по словам Александра Маклюка, включая восстановление дорожного покрытия (асфальтировка карты), должен производиться в течение суток организациями, ответственными за эксплуатацию подземных коммуникаций. Крышки люков колодцев должны иметь ясно видимую маркировку в соответствии с техническими условиями межгосударственного стандарта. В случаях, когда надписи стерты, такие крышки люков подлежат незамедлительной  замене.

Так и хочется спросить, а в случаях, когда люки просто сперты? И о какой незамедлительной замене в течение суток идет речь, когда у нас полгорода уже несколько лет напоминает решето? А по закону бесхозные люки, каких в Костанае немало, могут оставаться незакрытыми целый год.

  Кстати, у представителей ГКП «Костанай-Су» особое мнение насчет ответственности за открытые колодцы.

- Я считаю, что ситуация не изменится, пока пункты по приему вторичного металла будут работать, - уверен Казбек Шалабаев. - Если бы люки не воровали, они бы спокойно стояли по 5-10 лет. И не было бы ни несчастных случаев, ни судов.

Пока получается, что ответственность и наказание за бьющиеся машины, травмы детей и взрослых, попадающих в открытые колодцы, нигде не прописаны. Ведь именно этот момент юристы рьяно выясняют в судах. Пока безрезультатно. А тенденция ухудшается на глазах. 6 сентября в «НГ» позвонили жители по ул. Козыбаева, 96 и сообщили, что крышку люка в их дворе, прямо на детской площадке, украли средь бела дня. Свидетелям, в основном дворовой ребятне, взрослые дяди, подъехавшие на машине, сказали, что «сейчас привезут новую». Они были совершенно спокойны - прецедентов раскрытия таких преступлений, считай, и нету.

Фото Николая  СОЛОВЬЕВА

Улица в центре Костаная буквально утыкана опасными ловушками 

ОПРОС

Кого нужно наказывать, чтобы ситуация с колодцами-ловушками изменилась?

Виктор ШМЫГЛОВ, директор ГКП «Костанайгаз»:

- Сейчас действительно пошел вал несчастных случаев с открытыми колодцами. У любого предприятия должна быть зона ответственности. Фактически наказывать нужно организацию, на балансе которой находятся колодцы. Но только через суд. В любом случае есть субъективные и объективные факторы, и по их совокупности определяется мера ответственности каждого. Когда я работал главным инженером, в наш колодец упал дед и сломал шею. Открытый колодец нами был огражден, но забор украли. Фонарь над ним мы тоже поставили, но в то время были веерные отключения света и он не работал. Дед был в состоянии алкогольного опьянения. Кому отвечать в данном случае?  А четкой формулировки ни в одном законе нет, кто должен нести ответственность за вред от открытых колодцев.

Валерий СОЛОДОВ, заместитель директора ГКП «КТЭК»:

- Мера ответственности должна распределяться в зависимости от ситуации. Конечно, если в наш люк провалилась машина, мы должны отвечать. Но все зависит от конкретного случая. Где располагался люк, почему он не был закрыт. Если мы закрыли, а крышку с него украли, то я считаю, что на нас лежит частичная ответственность. Ведь сколько раз  по факту кражи люков мы обращались в полицию! Виновных нам находили, но уголовное дело не возбуждали по причине незначительного ущерба. А в итоге - травмы и несчастные случаи.

Игорь КИСЕЛЕВ, директор ГКП «Костанай-Су»:

- Начнем с того, что еще ни одного человека не наказали за воровство люков. У нас лежит сотня отказов в возбуждении уголовного дела по факту кражи крышек. На том основании, что отсутствует состав преступления. Получается, крышку украли, а преступления нет, потому что ее стоимость  не превышает 10 МРП, разве это нормальная ситуация? Cейчас закон как будто специально придуман для расхитителей люков. Нужно сделать поправку в законе, что когда хищение угрожает здоровью или жизни людей, то наказание должно быть серьезным. И стоимость люка при этом ни при чем.

Эдуард МИЛЕВИЧ, главный специалист управления по мобилизационной подготовке, гражданской обороне, организации предупреждения и ликвидации аварий и стихийных бедствий Костанайской области:

- Организации, на чьем балансе находятся колодцы, вроде свои функции выполняют. Закрывают их крышками, правильно эксплуатируют, ремонтируют. Но есть люди, которые принимают ворованные люки. И с ними никто ничего сделать не может. В итоге получается замкнутая цепочка. Вроде бы нужно наказывать тех, кто содержит крышки, но с другой стороны есть более виноватые - те, которые украли и приняли эти крышки. И кого здесь наказывать? Городские власти должны отслеживать количество пунктов, в которые попадают краденые люки, и наказывать их владельцев. Но любое наказание должно фиксироваться через суд.

Алмат АЙДОСОВ, депутат маслихата Костаная:

- В первую очередь должны нести наказание за вред, причиненный открытыми колодцами, те организации, на балансе которых они находятся. Они их эксплуатируют, они должны их содержать и следить за ними. Другое дело, что в городе есть колодцы, которые никому не принадлежат. Но я думаю, что при желании можно найти и их владельцев. Пусть даже бывших. И именно с них пострадавшие должны взыскивать материальный и моральный ущерб. Мне кажется, это единственно верное решение вопроса. Есть хозяин - его и нужно наказывать. А в суде решать только те дела, которые связаны с бесхозными люками.