Кризис: все мы, плывущие по волнам
Чуть более года назад на вопросы «НГ» по поводу мирового кризиса отвечал директор Центра макроэкономических исследований Олжас ХУДАЙБЕРГЕНОВ.
Осень - время беспокойства. Несмотря на то, что политики большинства стран заявили, что кризисный рубикон пройден, экономисты склонны в этом сомневаться. Часть прямо заявляет, что очередная волна кризиса просто чуть запоздала. И сейчас она совсем рядом. Худайбергенов - один из них.
«Низкая база сравнения»
- Олжас, в Казахстане официально кризис тоже победили. Об этом сказали уже все: от президента до нашего первого заместителя акима области... Оперируют цифрами роста ВВП, индексами физического объема и т. д. И вроде бы есть рост, действительно. Но нередко сравнивают с периодами, когда кризисные явления уже начали проявляться, предприятия останавливались. Существуют какие-то более объективные индикаторы, которые реально показывают, продолжается ли спад, наступила ли ремиссия?
- Здесь есть несколько моментов. Во-первых, в 2008-2009 годах государство «вкачало» в экономику около 20% ВВП, едва выйдя в 1% роста по итогам 2009 года. То есть без помощи падение составило бы те самые 20%. Здесь мы видим как бы потенциал возможного падения и масштаб господдержки.
Следующим нюансом является то, что второе полугодие 2009 года и первое полугодие 2010 года находились под эффектом низкой базы сравнения. Если их сравнивать с соответствующим полугодием предыдущего года, когда было мощное падение промышленности и потребительской активности, то это позволяет фиксировать адекватный отскок вверх.
В-третьих, начиная с осени 2009 года помимо антикризисных вливаний государства добавился выросший поток нефтедолларов. Цена прошлой осенью была в 1,5-2 раза выше, чем осенью 2008 года. То же самое можно сказать насчет первого полугодия 2010 года. Учитывая, что в этом году антикризисные меры почти не реализовывались, можно сказать, что их фактически заменил рост цен на нефть.
В-четвертых, можно говорить о росте по отношению к 2009 году. А по отношению к 2008 в целом показатели не восстановились. Скажем, в январе-июле текущего года к тому же периоду прошлого строительство в объемах не изменилось, но по отношению к первым 7 месяцам 2008 года падение на 15%. Также и грузооборот, текущий объем которого меньше на 3,5% уровня 2-летней давности, хотя по сравнению с прошлым годом рванул на 10% вверх. По некоторым показателям ситуация еще хуже. Так, инвестиции в основной капитал за январь-июль упали на 2,9% номинально, а реально где-то на 20-25%. Ну и, наконец, есть дефлятор. Иначе говоря, высчитывают ВВП в номинальном выражении, а потом делают поправку на дефлятор, то есть на рост цен, и получают реальный. Так вот, номинальный ВВП вырос на 30%, а дефлятор равен 13,5%. Насколько это логично, если индекс цен производителей показывает инфляцию в 39%? Конечно, можно сослаться на индекс цен потребителей, но этот показатель либо неправильно считается, либо - в силу важности - занижается. Так как трудно поверить, что за 10 лет цены выросли всего в 2 раза.
В целом я бы сказал так, что сырьевая часть экономики, включая смежные отрасли, растет, а несырьевая часть падает. Общий итог выходит все равно в плюс, максимум на 1-2%. Но если учитывать, что население за год увеличилось на 1,7%, то рост на душу населения около нуля. Что касается дальнейших тенденций, то в июле-декабре уже не будет эффекта низкой базы сравнения, и скорее всего начнется негатив.
Союз может сжаться
- По-вашему, антикризисные меры какого государства на сегодняшний день выглядят наиболее эффективными? И на что они направлены - на стабилизацию финансово-банковской системы, на поддержку реального сектора
экономики? Чем, кроме якобы льготных условий кредитования, его государство вообще может поддержать?
- Практически все государства преимущественно поддерживали финансовый сектор, выделяя реальному небольшой объем поддержки. В среднем соотношение 90% к 10%. В Казахстане поддержка реального сектора была повыше - 30-40%. А лучше всего антикризисные меры реализовывались в Китае и Белоруссии, где реальному сектору отдан приоритет. Правда, в Китае часть антикризисных денег ушла в спекуляции на рынке недвижимости.
Антикризисные меры в отношении реального сектора могут носить разный характер, начиная от снижения налоговой нагрузки, помощи в выплате обязательств и завершая стимулированием потребительского кредита и «пробиванием» новых зарубежных рынков сбыта, так как свой внутренний падает. Ну и плюс может быть госзакуп и повышение содержания отечественных товаров в расходах местных компаний.
- До конца года явно не будут освоены 30 млрд тенге, предназначенные на реализацию «Дорожной карты бизнеса». Реальный сектор ругает банкиров, а самые вспыльчивые из них отвечают, что им не нужны деньги, которые придется направлять на высокорисковые проекты и на проблемных заемщиков. Напомню еще, что акцент в программе пытались сделать на производственном секторе. А сейчас есть информация, что в срочном порядке лобби банков продавливает введение в Карту торговли и услуг. Олжас, как вы понимаете то, что у нас присходит и с реальным сектором экономики, и с банковской системой?
- В сфере кредитования сложились две основные проблемы. Это то, что улучшение состояния экономики не влечет оживление «неработающих» кредитов, доля которых в совокупном ссудном портфеле уже почти год варьируется в пределах 36-37%. И это официально, а реально может быть и больше. Замечу, что если в западном банке доля «плохих» кредитов достигает 15-20%, то ситуация рассматривается как крайне критическая, а банк банкротят. Во-вторых, совокупный ссудный портфель неуклонно сокращается, то есть новых кредитов выдается меньше, чем население и предприятия возвращают по ранее взятым займам. Только лишь в этом году общее снижение составило около 600 млрд тенге. Банкиры сейчас предпочитают работать с давно действующим бизнесом, а в новые проекты стараются не лезть. В принципе, здесь есть логика: зачем ввязываться в новый проект, если существующие никак не могут улучшить свое положение?
- Из этого вопроса логически вытекает следующий. Что нам Таможенный союз, если у нас нет производства и не предвидится?
- Таможенные союзы выгодны только тогда, когда отечественный производитель обеспечивает внутренние потребности и плюс к этому имеет излишки. То есть внутренний спрос насыщен и надо пытаться продать товар иностранному покупателю. Если же производитель не встал на ноги, то вступление в ТС, где аннулируется возможность защищать своего производителя пошлинами от импорта, может ухудшить положение отечественной промышленности. Дешевый импорт станет еще дешевле. Поэтому, на мой взгляд, вступление для нас произошло немного рановато.
Но есть еще и другой момент. Россия, к сожалению, действует не совсем корректно. Будучи фактически реальным инициатором и ядром союза, то есть основным бенефициаром выгод от объединения в долгосрочном плане, она должна давать краткосрочные выгоды Казахстану и Белоруссии. Но нет, она не предоставляет никакой выгоды ни в краткосрочном, ни в долгосрочном плане. И взаимоотношения даже вроде с братской Белоруссией показали это наглядно. Более того, в ответ на здравые предложения белорусов Москва ответила скандальным фильмом, публикацией вымышленного компромата и т. д. Даже Украине, которую заманивают в Таможенный союз, в 2010 году газ продали по цене в 2 раза дороже, чем в 2008 году, когда были пиковые цены на энергоносители.
Поэтому по факту Таможенный союз может быть сведен к формату двухсторонних отношений между Казахстаном и Россией. Но и здесь будут свои проблемы.
Приливная волна
- Олжас, если вернуться к вашему интервью «НГ» в 2009 году, вы говорили, что у Казахстана больше шансов раньше других выйти из кризиса, п.ч. мы являемся страной с низким уровнем потребления. Эта точка зрения
остается прежней? Может, пока наше движение к выходу незаметно, так как кризис только набирает обороты? Если я правильно помню, и Хазин, и вы говорили, что он продлится лет 10-15.
- Если рассуждать глобально, то ничего не поменялось. Казахстан как был страной с низким уровнем потребления, так и остался.
Что касается мирового кризиса, то сейчас большая часть экономистов, утверждавших, что он завершается, начали говорить о возможном его повторении, по сути, предполагая запоздавшую волну кризиса.
Дело в том, что вторая волна должна была наступить в конце прошлого года аккурат после сворачивания антикризисных мер центробанков и правительств развитых стран. Центробанки хоть и обещали, но так и не свернули свои меры по поддержке, и более того, заявили о том, что готовы и далее наращивать объем помощи. А вот меры правительств были свернуты в апреле-мае текущего года, после чего в мае-июле пошло резкое снижение показателей отраслей-реципиентов.
То есть вскрылось то, что 1,5 года реализации антикризисных мер так и не позволили заложить основы для устойчивого роста. А значит дальнейшее падение неизбежно, ибо ресурсов бесконечно поддерживать все равно нет.
Но здесь есть нюанс. Развитые страны не использовали возможность провести кризис в виде «затухающих волн» спада и отскоков с преобладанием дефляции. Теперь благодаря беспрецедентной накачке финсектора деньгами, когда наличность постепенно замещала кредитный компонент в денежной массе, параллельным снижением кредитования реального сектора возможен следующий сценарий: после очередной волны дефляции пойдет длительная инфляционная волна.
Локомотив останавливается
- Олжас, может, опыт кризисного существования и антикризисной борьбы какой-то страны вы изучаете, отслеживаете особо пристально? Помните, вы говорили, что Китай очень хорошо начинал, а потом споткнулся. На чем? Что сейчас там происходит?
- Китай сейчас напоминает США образца лета 2007 года, когда рынок недвижимости перекредитован, цена начала падать, а возможностей, да и желания тоже, дальше продолжать кредитную вакханалию нет. В июле правительство попросило китайский центробанк провести стресс-тест банковской системы на предмет обесценения недвижимости на 50-60%, хотя всего 3 месяца назад речь шла о 30%.
Есть и другой момент: сжатие кредитования приводит к резкому росту числа убыточных предприятий, особенно в экспортном секторе. Так, под видом борьбы с «грязными» производствами власти КНР закрыли 2000 компаний-банкротов. К этому добавляется то, что рост зарплат китайских рабочих на фоне удорожания транспортных расходов заставляет транснациональные компании переводить производства из Китая обратно в развитые страны. Иначе говоря, Китай очень скоро потеряет статус локомотива мировой экономики, сменив его на роль очередного лопнувшего пузыря.
- Напоследок, как всегда вопрос, на который никто, как правило, не дает ответа. Что делать простому журналисту, простому почтальону, простому учителю: усиленно сажать картошку, заводить кроликов на балконе и на совсем черный день прикупать по 10 баксов с каждой зарплаты?
- Если говорить откровенно, то при пессимистическом варианте развития кризиса без помощи государства не обойтись. А вот при более оптимистичных раскладах, думаю, работа для умеющего работать будет всегда.
Карикатура Батырбека ДЖУЗБАЕВА
Материалы номера