Ни жарко ни холодно
Дмитрий ВАСИЛЬЕВ, ng@ng.kz
Кондиционер в автомобиле вместе с комфортностью может создать и проблемы. Нередки случаи, когда, казалось бы, приятный обдув холодным воздухом оборачивается простудным заболеванием. Как избежать таких последствий? Для этого нужно соблюдать определенные правила. Вот что по этому поводу советует старший преподаватель инженерно-технического факультета Костанайского госуниверситета Геннадий САВЕЛЬЕВ:
- Исследования показали, что использование кондиционера в автомобиле не просто создает комфортность, но за счет этого напрямую повышает уровень безопасности во время поездки. Специалисты утверждают, что когда температура в салоне достигает 27 градусов, вероятность попасть в ДТП возрастает до 6%. Если она поднимается до 32 градусов, то этот показатель уже около 10%. Но в том-то и дело, что просто включить кондиционер еще не означает получить комфортные условия. Есть определенные стандарты, соблюдение которых гарантирует нормальные условия для работы водителя. Например, в теплое время года температура в салоне должна поддерживаться в пределах 20-25 градусов, относительная влажность - 40 - 60% и оптимальная скорость движения воздуха при обдуве - около 0,2 м/с. Однако врачи говорят, что разные части тела человека требуют и разные оптимальные температуры. В частности, для области головы она нужна на 3 - 5 градусов ниже, чем для ног. Все эти параметры в автомобилях регулируются вручную, а некоторые и автоматически.
Что касается негативного влияния кондиционера на человеческий организм, то самый опасный - перепад температур. В начале процесса охлаждения температуру в салоне рекомендуется держать ниже наружной не более чем на 6 градусов. Увеличить разрыв можно только по истечении некоторого времени. Мало кто знает, что простудиться можно и при обратном процессе - выходе из охлажденного салона. В таких случаях незадолго до окончания поездки кондиционер на какое-то время нужно отключать.
Заболеть можно и от направления холодной струи воздуха на человека. При помощи регуляторов воздушного потока советую направлять его выше головы. Как известно, холодный воздух тяжелее теплого, поэтому он сам постепенно будет опускаться вниз, равномерно охлаждая весь салон.
Иногда водители направляют холодный воздух на стекло. Имейте в виду, что если стекло уже повреждено, то вы его таким образом «добьете». Да и эффект охлаждения салона в таких случаях снижается. Эта позиция установлена для тех случаев, когда нужно подсушить запотевшие стекла.
Нужно заметить, что вместе с охлаждением воздуха в кондиционере происходит и его осушение. Врачи утверждают, что при длительном пользовании кондиционером может возникнуть высушивание слизистых оболочек дыхательных путей и глаз. Отсюда неприятные ощущения и повышенная чувствительность к различным заболеваниям. В дождливую погоду этого не происходит, а вот в другое время советую иногда открывать окна и проветривать салон.
Некоторые водители предпочитают вообще не включать кондиционер, а открывать окна. Дескать, так расход топлива будет меньше. Но открытые окна нарушают аэродинамику автомобиля, что также ведет к дополнительному расходу топлива. Особенно на большой скорости. К тому же в салоне появляется дополнительный шум, что снижает уровень комфортности. Кстати, в иерархии приоритетов комфорта шум и вибрации создают больше дискомфорта, чем отсутствие микроклимата. Что касается шума от работы кондиционера, то его интенсивность должна быть ниже разговорного шума.
И последнее. Чтобы при соблюдении этих правил кондиционер оправдывал все ваши ожидания, его еще нужно регулярно проверять с помощью специального оборудования. Хотя бы раз в два года.Материалы номера