Объять необъятное
Галина КАТКОВА
Похоже, в РК ни один из товаров, имеющих хождение на территории страны, не подвергается такому всеохватному контролю, как пресса. Мы не оговорились, речь идет именно о товаре - газеты, теле- и радиопрограммы имеют не только некую интеллектуально-духовную ценность, но и весьма конкретную, измеряемую деньгами. И соответствие этого продукта законам РК мониторить берутся круче, чем соответствие нормативам безопасности той же страны, скажем, детского питания или игрушек.
Дан приказ
За СМИ внимательно присматривали и до сих пор. Причем присмотр с каждым годом только крепнет. В том числе и за собственно бизнес-составляющей, то бишь рекламой. Каждый по-своему прессу мониторят прокуратура, ДКНБ, управление внутренней политики акимата. При этом все - на соответствие законам страны «О СМИ», «О языках», «О рекламе»... Чего же боле?
Чего - показал министр связи и информации Аскар Жумагалиев, который 21 июля сего года подписал приказ № 144 «Об утверждении Методики мониторинга продукции средств массовой информации на предмет соблюдения законодательства Республики Казахстан». Главное отличие того, что было, и того, что стало, - массовость надзора. Теперь мониторинг должен вестись ежедневно по 13 направлениям. Среди них как элементарные типа «выпуск периодического печатного издания без выходных данных», так и более тонкие материи вроде «пропаганды насильственного изменения конституционного строя, подрыва безопасности государства». А также контроль за языковым балансом, объемом рекламы, ее громкостью на ТВ и радио и т. п.
Ничего нового почти нет. Кроме, повторю, обязанности проводить мониторинг ежедневно, которую мининформации как уполномоченный орган возлагает на местах на органы исполнительной власти. Их чиновникам дается право составлять протоколы об административных правонарушениях и направлять их в суд. А это значит, что доказательная база должна быть очень убедительной. И если с газетами в этом смысле проще - печатная версия всегда есть, то с интернет- изданиями, а тем более электронными СМИ сложнее.
Цена вопроса?
На эти сложности сегодня обращает внимание международный фонд защиты свободы слова «Адил соз», юристы которого приказ изучили и написали к нему комментарий. Интересно, что под посягательством на свободу слова они усмотрели экономический базис. Точнее, его отсутствие. Спрашивается, будут ли местные исполнительные органы обеспечены техникой, чтобы записывать все (мониторинг-то ежедневный) вышедшие в эфир материалы и хранить их? И за чей счет?
Как они будут снабжаться печатными изданиями, которые тоже денег стоят? По закону, редакции обязаны несколько бесплатных экземпляров отправлять в Национальную книжную палату, библиотеку Парламента, в то же министерство связи. Местных акиматов в списке нет. За чей счет дополнительные поставки? За бюджетный?
Ежедневное отслеживание всех СМИ региона наверняка потребует кадрового усиления того акиматовского управления, которое будет вести мониторинг. А это тоже расходы. Так ради чего банкет за счет налогоплательщиков?
Возвращаясь к напечатанному
- На наш взгляд, невозможно вообще обеспечить мониторинг в соответствии с методикой министерства, - считает президент фонда «Адил соз» Тамара КАЛЕЕВА. - А значит контроль в любом случае будет выборочным, предвзятым.
Мы обсудили тему с рекламными службами местных телеканалов, редакторами некоторых газет. Никто в толк не возьмет, чем вызвано такое усиление контроля. Но сходятся на том, что приказ вряд ли в сегодняшнем виде выполним.
Мы предполагали, что функции мониторинга уже возложены на управление внутренней политики. Приказ-то вступил в силу с момента подписания и, по идее, СМИ уж две недели, как должны пристально наблюдать. Однако выяснилось, что на уровень регионов пока никакие установочные документы, инструкции сверху не упали. Поэтому мы со своими вопросами на местном уровне остались пока без комментариев. Кстати, фонду «Адил соз» на его вопросы минсвязи тоже еще не ответило.
Единственное, что удалось узнать - в сентябре должно пройти несколько совещаний по практической реализации методики.
Может, что-то еще и изменится, пока же приказ министра связи выглядит мертворожденным. У нас таких документов на уровне республики рождается множество. Пример - уж сколько лет в Казахстане зонтичные бренды вроде как вне закона. И новый приказ министра связи включает запрет на рекламу с использованием элементов товарного знака или названия, известного как реклама алкогольной продукции... Но ведь прекрасно известно, что запрет толком не работает, так как есть существенные если не противоречия, то лазейки в законе о рекламе. Нет, снова да ладом.
Или по поводу более громкого звука в рекламных роликах в сравнении со звуком транслируемой программы. Все знают, что это запрещено законом о рекламе. И все знают и слышат, что это есть. И ничего с этим за годы действия закона так и не сделали. При чем тут глобальный мониторинг, если реальные нарушения выявлялись и при выборочном?
- А вы базу законодательную посмотрите и попробуйте найти, где и какая прописана ответственность за такое нарушение, - говорит Калеева. - В этом все дело. Закон не работает, а поверх громоздятся приказы, следствием которых может стать всплеск судебных претензий.
Рисунок Батырбека ДЖУЗБАЕВА
Материалы номера