Пропасть глубиной в 7 сантиметров

Проводя рейды, инвалиды пытаются доказать свое право быть свободными

Галина КАТКОВА

На этот раз инвалиды-колясочники пытались стать обычными пассажирами

Два месяца назад в Костанае они безуспешно пробовали стать посетителями ЦОНа, покупателями модного магазина, пациентами стоматологической поликлиники, читателями библиотеки. Так стартовал социально значимый проект «Жизнь без барьеров», который  придумали в общественном объединении «Yмiт - Надежда» и который его же активисты реализуют.

Начали с лучшего

Теперь запланировали проехать по областному центру на городских автобусах и воспользоваться сервисом железнодорожного вокзала. Потому что основная идея проекта - просканировать, насколько у нас инвалид может себе позволить быть самостоятельным, не зависеть от настроения окружающих, от их желания помочь.

К своему мероприятию умитовцы готовились, запрашивали информацию о том, сколько автобусов, рассчитанных в том числе и на перевозку инвалидов, у нас ежедневно выходят на маршруты. И начать решили с лучшего. Председатель общественного объединения Дуйсенгали Оспанов и его заместитель Аруна Жаксагулова, оба на колясках, стояли на остановке у магазина «Радуга», что на проспекте Аль-Фараби. Здесь ходит автобус маршрута № 24.

 - Десять машин, задействованных на нем, приспособлены к нуждам инвалидов, - сказал  директор ТОО «Жарык жол» Виктор МУЩИНСКИЙ, который откликнулся на приглашение общественного объединения принять участие в рейде. - И еще два таких же автобуса ходят у нас по 27-му маршруту.

Речь идет о конструктивных особенностях машин, позволяющих водителям опускать автобус так, что полсалона и уровень посадочной площадки на остановке совпадают. Вернее, должны совпадать. Наблюдая, как «приседает» перед коляской автобус, мы жалели об одном - что у нас бордюры не трансформируются. На остановке у «Радуги», например, хорошо бы ему было приподняться. А так зазор между полом салона и остановкой не позволил инвалидам обойтись без посторонней помощи.

- И в городе такое на многих остановках, хотя наверняка существуют стандарты, на какой высоте должна располагаться посадочная площадка остановки, - говорит Жаксагулова. - Кажется мелочь, но она сводит на нет усилия тех же перевозчиков обеспечить нам свободу передвижения. 

Есть другие возможности сделать посадку в автобус комфортной для инвалида. Например, выдвижные площадки, специальные пандусы, которые водитель одним движением опускает перед входом в автобус, а потом так же легко убирает. Такие, например, имеются на двух автобусах маршрута № 18. Инвалиды помнят, что фирма «ТТS Reisen» вообще первой в истории Костаная приобрела такие специализированные машины. В наших условиях ценность их в том, что высота расположения остановочных площадок роли не играет.

0,5 балла преимущества

Сегодня у «TTS» машин, приспособленных под нужды инвалидов, пять. У фирмы «Жарык жол» их двенадцать. Всего в областном центре на 30 маршрутах, сказал специалист отдела ЖКХ, пассажитского транспорта и автомобильных дорог горакимата Валерий РЫМАРЕВ, работают 37 автобусов, так или иначе специализированных для потребностей инвалидов. Кстати, накануне рейда управление соцзащиты, по словам Жаксагуловой, снабдило их информацией, что приспособленных машин 24.

При этом на некоторых маршрутах ни одного такого автобуса нет. На некоторых - и это показали опыты с маршрутом № 24 - из-за особенностей нашего дорожно-остановочного строительства - водитель просто не может воспользоваться достоинствами своей машины.

- Мы поэтому дальше продолжим обследовать автобусные остановки и изучать работу транспорта на разных маршрутах. По просьбе управления соцзащиты составим карту или, может, таблицу, - где какие проблемы, - говорит Жаксагулова. - Чтобы можно было их решать и нормально использовать хотя бы тот небольшой парк нужных нам машин, который есть в городе.

Тем более, что перспективы расширения этого парка пока не просматриваются. Стимула нет. Перевозчики, указывающие на наличие таких машин, на тендерах получают к общей сумме баллов лишь плюс 0,5. Кроме того, специализированные автобусы, рассказал Виктор Мущинский, производятся только в третьих странах.  Наши перевозчики ввозили в основном  не новые, но в хорошем состоянии машины. Сегодня цена на такой автобус зашкаливает за 80 тыс. евро, чуть не половину этой суммы стоит растаможивание.

Можно ли что-нибудь в помощь инвалидам изобрести на месте, перемонтировать, дополнить конструкцию автобусов? И Мущинский, и Рымарев в один голос заверили, что нельзя.

- А расписание специально сделать? Если одна машина на маршруте, чтобы в нем было указано, когда именно к остановке подойдет автобус с подъемником, - спросил председатель ОО «Yмiт - Надежда»  Дуйсенгали ОСПАНОВ.

И это невозможно, ответил специалист акимата. Объяснил, если с линии снимается машина, например, из-за поломки, интервалы движения оставшихся меняются. И расписание сообщает неверную информацию.

А что ж тогда делать инвалидам?

 - Не ориентироваться на общественный транспорт. У них есть специальное такси, - ответил Рымарев.

Тут же, правда, коррективы внесла сотрудница управления соцзащиты. Сказала, что такси предназначено только для определенных категорий инвалидов, и вызовы  оформляются прежде всего для тех, кому нужно в больницу, по срочным и неотложным делам. А в театр, в гости - это уже роскошь.

Последним поводом для того, чтобы услышать очередное «нельзя», стал вертикальный поручень на входе в автобус. А их, спросили участники рейда, хотя бы на части автобусов на одном маршруте снять нельзя? Добрых людей у нас все-таки немало, берутся коляску в салон на руках внести. Выяснилось, что и этого никак не можно, поручни эти нужны пожилым. Оно, конечно, правда. Но тут, как в насмешку, к остановке подкатила «тройка», распахнула двери. Поручня не было. Судя по дыркам на ступеньках, его спокойно свинтил водитель.

До встречи на вокзале

Железнодорожном. Там из всего сервиса для инвалидов есть только недавно сделанный пандус на входе. Крутоват, но подняться можно. А больше вообще ничего. Даже телефоном-автоматом воспользоваться проблематично - до трубки с коляски еще дотянешься, а номер набрать уже не выходит. Надо кого -то просить. То же и с покупкой билетов в кассах.

Прозаический момент, но воспользоваться вокзальным туалетом инвалиду на коляске здесь тоже не удастся. До кабинок дело не дошло, потому что, извините за тавтологию, туда еще добраться надо по многоступенчатой лестнице.

Ну и самое важное - передвижение к вагонам через пути. Инвалид без помощи не доберется ни за что. Нужны опять же специальные пандусы-платформы. Насколько помню, когда умитовцы презентовали проект в акимате, железнодорожники говорили, что расходы на пандусы у них заложены на 2011 год. Остальные проблемы можно будет обсудить с руководством после 5 сентября, сообщила участникам рейда работник вокзала. Кстати, снимать журналистам здесь запретили. Произнесли слово «антитеррор». При этом никаких объявлений о запрете фотосъемки мы не заметили. Двое полицейских, стоявших у кассы, корреспондентов не останавливали.  Девушки в зале ожидания щелкали друг дружку на сотовый.

Если хочется, то можется

На остановке, собираясь с вокзала в город, мы пропустили «девятку», «тройку», две «двойки». На коляски они не были рассчитаны. Ждем, наблюдаем. Все водители поголовно паркуются в метре-полутора от остановки, то есть никто и в голову не берет, что колясочник его ждет. Спрашиваем очередного водителя на маршруте № 3, есть ли подъемник или, может, опускается машина. Нет и нет. Но говорит, что попробует подъехать ближе. Впереди загружается другой автобус. Наш водитель сообщает, что у него заканчивается время стоянки, и машина отбывает.

Доезжаем обратно все-таки на «двойке». Коляски парни вносят на руках. На остановке водитель стоит в очереди, чтобы нормально припарковаться (вряд ли он станет делать это в час пик). С первого раза не удается. Он сдает назад, потом передним колесом въезжает на бордюр, съезжает. Прибыли. Коляски снова выносят помощники.

 - Аруна, - обращаюсь к Жаксагуловой, - если честно, то оптимизма ноль. Мы прошлись по местам, где были в прошлый раз: сигнальных кнопок для инвалидов так никто и не поставил, хоть и обещали при депутатах, а ведь это такая малость. В ЦОНе ремонт не случился... А у вас какие ощущения?

Капля камень точит. В ЦОНе мы все-таки встречу с сотрудниками провели, чтобы они ориентировались, кто мы и какие права имеем. С железнодорожниками встретимся, - начинает она философски, - думаете, нам уж очень приятно вот так выставлять себя напоказ, бесконечно что-то доказывать. Но это надо делать. Чтобы никто не мог сказать: интересы группы инвалидов ничто в сравнении с интересами множества горожан. Нас мало? Да люди из дому не выходят, никуда не ездят, потому что нет возможности. Всем говорю: мы вчера тоже были здоровы и не думали, что нас от вас, как пропасть, будут отделять эти 7 сантиметров от бордюра до пола автобуса. Поэтому мы будем показывать на проблемы пальцем. И они будут решаться. Недавно были в «Сосновом бору». Там теперь отремонтированы и переоборудованы 2 номера именно для колясочников. Люди могут беспрепятственно заезжать на балкон, в душевую и туалетную комнату. Учли нашу просьбу и сделали двойные перила для пандусов, второй уровень очень удобен для колясочников. Водолечение стало доступным для тяжелых инвалидов, потому что располагается на первом этаже. Руководство санатория пообещало отремонтировать и обустроить еще 2 комнаты для проживания колясочников... То есть если люди хотят - они делают. Таким - спасибо. С другими будем работать. И потихоньку дело сдвинется.

Фото Николая СОЛОВЬЕВА