Дешево и сердито
Вадим СОБОЛЕВ
- Это когда навариваются одни, а строят другие.
- И кто выиграл этот тендер?
- Как кто? Китайцы, конечно! Пригнали двести тысяч рабочих. Они горы аккуратно разобрали, а затем около Астаны собрали. Потом их еще целый год по этим самым горам вылавливали и депортировали.
Это из диалога иностранца и казахстанского таксиста о переносе гор из Алматы в Астану, приведенного в бюрократической саге «Легенда о «Nomenklatura».
В результате наших тендеров в горы пока никого не загоняют, но уже топят мирных жителей. Хотя не исключено, что могут «утопить» и кого-нибудь из устроителей подобных конкурсов.
Житель дома № 5 по ул. Каирбекова в Костанае Урумбай Нурмагамбетов, дом которого затопило во время августовского ливня, обратился за помощью в общественную приемную ОСДП «Азат». Вот что он пишет в заявлении: «После очередного дождя, когда мой дом опять затопило, воду со двора я спустил, вырыв канаву, но в доме, под полом дома, вода стоит до сих пор. Пол испорчен и требует замены, стены отсырели, двор покрыт липкой грязью. Похожая ситуация и у нескольких из моих соседей. Обращение в акимат Костаная результата не дало».
В ответе акимата говорится: «Согласно Закону РК «О государственных закупках» подрядные работы по реконструкции улицы Каирбекова в границах улиц Казахская - Тарана проводилась ТОО «Казсевавтодор» в строгом соответствии с проектно-сметной документацией, разработанной ТОО «Костанайтехпроект», в которой не было предусмотрено обустройство ливневой канализации. Дополнительно сообщаю Вам, что проект прошел государственную экспертизу, на которую вынесено положительное заключение с РГП «ГВ Экспертиза проектов».
Такой ответ Урумбая Нурмагамбетова, конечно, удовлетворить никак не мог. Поэтому в его интересах уже подготовлено исковое заявление в суд.
Еще один злободневный пример пагубных последствий нынешней системы государственных закупок - ситуация в интернате для умственно отсталых детей. Неизвестно, какую одежду закупило бы руководство интерната, если бы не было обязано приобретать именно товар у фирмы, предлагающей самую низкую цену на товар, независимо от качества.
Подобных примеров немало. Проблемой становится и исправление недостатков подрядчиками за свой счет, без проведения новых тендеров и, естественно, новых бюджетных ассигнований. Недоработки Закона «О государственных закупках» налицо, он явно требует изменений и дополнений. Вместо обеспечения открытой и здоровой конкуренции, как сказано в законе, допускается возможность навязывания дешевой и некачественной продукции, которую почему-то пропускают организаторы конкурса и которую заказчики вынуждены приобретать по условиям тендера.
В итоге тендерная дешевизна слишком дорого обходится и потребителям, и государству.
Материалы номера