Кочегар и другие неадекватные
www.kommersant.ru
Жюри под руководством Андрея
Хржановского присудило главный приз «Золотая ладья» самому молодому участнику
конкурсной программы - 26-летнему дебютанту Роману Каримову за романтическую
комедию «Неадекватные люди». Специальный приз жюри достался Алексею Балабанову
с формулировкой «за высокое профессиональное мастерство», проявленное в фильме
«Кочегар».
Гильдия киноведов и критиков тоже отметила «Неадекватных людей» и «Кочегара»,
но в обратном порядке, присудив признанному автору Балабанову приз, а дебютанту
Каримову - диплом. Однако жюри игрового конкурса, в которое входили актеры
Алексей Панин и Евгения Крюкова, а также писательница Ольга Кучкина и драматург
Дмитрий Соболев, видимо, испугалось сурового балабановского фильма про «плохих
людей», которых в разгар бандитских 1990-х сжигает у себя в котельной пожилой,
контуженный на афганской войне якут-кочегар. Простой и лаконичный «Кочегар», в
главном герое которого, скупом на внешнее проявление эмоций и безжалостном,
особо изощренные киноведы могут усмотреть явные параллели с самим Алексеем
Балабановым, возможно, не шокирует слабонервных так, как «Груз 200». Однако
особой веры в человечество он тоже не вселяет и вполне может вызвать у тех,
кому без этой веры трудно, желание поскорей сгладить тяжелое впечатление чем-то
легким и беззаботным.
Таким антидотом и стала для жюри просмотренная наутро после «Кочегара» и
стоявшая в конкурсе последней комедия клипмейкера Романа Каримова «Неадекватные
люди» - о 30-летнем молодом человеке из Серпухова (Илья Любимов), который
приезжает в Москву и устраивается переводчиком в редакцию гламурного журнала,
где постоянно подвергается харассменту со стороны начальницы. Приятное впечатление «Неадекватные люди»
производят благодаря непринужденной и естественной интонации остроумных
диалогов, однако, более вдумчиво проанализировав первое впечатление, понимаешь,
что драматургически в картине многое сделано небрежно и непродуманно. А
молодежная любовная тематика гораздо интересней преподносится в фильме Андрея
Кавуна «Детям до 16...», которому жюри отдало специальный приз жюри за
режиссуру и приз за лучшую женскую роль - Анне Старшенбаум, сыгравшей чувствительную
художницу, которая в порыве страсти норовит обмазать возлюбленного масляными
красками.
Среди других актерских наград, врученных в Выборге, - приз имени Саввы Кулиша,
доставшийся Ангелине Миримской за филигранное исполнение женской роли в фильме
«Южный календарь», диплом за дуэт Ингрид Олеринской и Ильи Любимова в
«Неадекватных людях», а также диплом за лучший женский актерский ансамбль в
фильме «Каденции» еще одного дебютанта, Ивана Савельева. В «Каденциях»
Ингеборга Дапкунайте, Ирина Хамдохова, Клавдия Коршунова, Полина Кутепова и
Мария Миронова играют вполне благополучных с виду женщин, которые к работе
своей давно охладели и находят какое-то удовлетворение, только когда по вечерам
собираются в драмкружке.
В параллельном конкурсе «Выборгский счет», где призы присуждаются по итогам
зрительского голосования, первое и второе места поделили «Неадекватные люди» и
новая работа Станислава Говорухина «...В стиле jazz» - о непростых отношениях,
которые складываются у одного мужчины выдающейся красоты (Михал Жебровский)
сразу с тремя женщинами: матерью (Елена Яковлева) и двумя ее дочерьми. Герой
оказывается далеко не таким подлецом, как можно было бы предположить по
рискованной завязке, однако, по словам самого Станислава Говорухина, мужчина в
его картине - фигура второстепенная, а главным для автора было открыть новое
женское актерское имя - студентки Щукинского училища Аглаи Шиловской. Сама же
картина по замыслу режиссера должна ассоциироваться с джазом по стилю и по
духу, хотя с этим согласятся лишь те, кто считает джаз самой скучной и
банальной музыкой на свете. Тем не менее давняя любовь выборгской публики к
Станиславу Говорухину настолько прочна, что даже к самым неудачным его
режиссерским проявлениям выборжане оказываются крайне снисходительны и милосердны.
Материалы номера