Судьба занесла меня в немецкий город Кёльн. После беглого по причине дефицита времени осмотра его достопримечательностей, организованного для меня костанайскими немцами, я всё-таки настоял на более детальном осмотре знаменитого Кельнского собора, послушал службу... Оглушённый величием всего происходящего вокруг, приподнятый до небес звучанием двух органов - основного и вспомогательного, размещённого на верхотуре под куполами, я вышел в каком-то оцепенении на многолюдную площадь. И вдруг, откуда-то из-за толпы раздались переливы родного баяна. Я рванулся на звук, мои сопровождающие едва-едва успевали за мной, на ходу объясняя, что чинные немцы так импульсивно себя не ведут и толкать локтями ни в чём не повинных жителей Европы - верх неприличия. Достигнув цели, я замер. В центре большой соборной площади, в плотном кольце завороженных слушателей играли два баяниста. Играли мастерски, великолепно, грамотно, настолько профессионально, что в этом не было ни тени сомнения. Играли попурри на темы песен о Великой Отечественной войне. В толпе никто не посмел шелохнуться! «Казаки, казаки. Едут, едут по Берлину наши казаки», - прозвучала последняя тема.
После короткого оцепенения в раскрытый футляр от баяна серебряным ручейком посыпались марки, пфенниги, полетели бумажные купюры. Сгрёб всю мелочь в своих карманах и я. «Спасибо, ребята, порадовали! Так могут играть только русские! Где учились?» «Выпускники Киевской консерватории! - ответил один из них. - Спасибо на добром слове, отец».
Этот случай я вспомнил, прочитав материал «Искусство без определённого места жительства» («НГ» №11 (259) от 22 марта 2007 года). Мы привыкли равняться на Запад. Вот пример демократического подхода к субкультуре. Нравится людям - пожалуйста, играй, пой, устраивай выставки. Начнёшь халтурить - сам себя изживёшь. Не надо полицейских, не требуется пугать налоговым комитетом. Настоящий Арбат в центре Костаная только украсил бы наш город.
Николай МАЦАРИН, директор Костанайского областного русского театра драмы и кукол