Об исторической памяти

Юрий БОНДАРЕНКО

Сравнение банальное, но весь наш мир напоминает нагромождение пороховых складов, готовых громыхнуть то тут, то там. Свидетельства тому -  сопровождавшаяся межэтническими столкновениями недавняя трагедия Киргизии, чуть более ранние по историческим меркам кровавые «разборки» на Балканах, которые в «цивилизованной» Европе почему поминают лишь как жестокость сербов по отношению к мусульманам. И заметьте: никаких гитлеров и геббельсов с их расизмом, никаких большевиков с их доктриной классовой борьбы! Значит, живая история учит, что истоки кровавых рек - не только в «измах».

Но воздух, отравляемый взаимной неприязнью, а то и ненавистью, остается. И здесь рафинированный «национальный интеллигент» может быть не менее опасен, чем громящий магазины и жилые дома, ошалевший от безнаказанности погромщик. Ведь и мировая, и так называемые «национальные» истории очень коварны. С одной стороны, не только Библия, но и ученые начинают всерьез говорить, что по сути все мы - братья и сестры. Но ведь при желании можно «накопать» столько всего для взаимных претензий или чванливой «гордости» за дела, к которым вы лично не имеете никакого отношения. Достаточно поиграть с исторической памятью: мол, вон тогда-то ваши терзали наших, а тогда-то наши надавали вашим по первое число.

На одной научной конференции уважаемый дипломированный специалист с жаром заметил, что его по сей день волнует, побежали ли в совместной для русов и половцев битве против монголов при Калке (1223 г.) первыми половцы или нет?   Кто-то же мог бы гордиться или, наоборот, возмущаться тем, что начальник генштаба сухопутных войск вермахта Гальдер писал на восьмой день уже Великой Отечественной: «Русские всюду сражаются до последнего человека. Лишь местами сдаются в плен, в первую очередь там, где в войсках большой процент монгольских народностей».

Конечно, гордиться мужеством предков естественно. Но эта гордость уместна только, когда вы сами со своими делами достойны их. Стыдиться же и каяться даже за недавнюю историю - дело пустое. Тем более, что те же «монгольские народности» дали немало хороших бойцов и настоящих героев. Как бы то ни было, а прошлое - не повод ни для бесконечного самобичевания, ни для возведения пьедестала для своего маленького «я». Смешно гордиться тем, что ты русский, украинец или казах. Куда существенней иное: будут ли тобой гордиться Казахстан, Россия или Украина, какая бы кровь ни текла в твоих жилах. 

В этом смысле, думаю, что значимое для историков не должно иметь никакого значения для современного  национального самосознания и для практических отношений между народами. Точно так же, как не может для них иметь значения ни так называемое татаро-монгольское иго, ни Вторая мировая, ни драматические события времен голодомора или перестройки. Мы давным-давно уже переплелись тысячами нитей и даже где-то срослись корнями, а у нас то отчаянно сражаются с былым «русским колониализмом», то с вермахтом и немцами. И это при том, что множество наших устремляется в ту же Германию, порою отыскивая для этого в себе капли немецкой крови... Так нужны ли игры с историей людям, живущим на пороховых складах?